Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Культурология arrow
Светографика как техника создания фотографий

История

Сейчас фризлайт вызывает невообразимый интерес не только у фотолюбителей, но и у более широкой общественности. А ведь у современного "рисования светом" довольно любопытная история берущая свои корни еще в начале XX века.

Долгие годы искусство рисования света не привлекала должного внимания как художественна техника и лишь в 2002 году обрело новых поклонников. [2]

Рисование светом, как процесс, появился одновременно с фотографией. Точнее - фотография изначально и была изображением, нарисованным солнечным светом!

Само название первых запечатленных изображений свидетельствует об этом - они назывались "гелиографиями", то есть буквально - "нарисованными солнцем". Автором этих гелиографий был француз Жозеф Нисефор Ньепс, и первая в мире гелиография была сделана им на пластине из сплава олова со свинцом в 1826 году. Время экспозиции составляло несколько часов, потому что светочувствительность этого метода была поначалу очень невысокой и сильно зависела от интенсивности источника света, которым в ту пору мог быть только один подходящий объект - солнце.

Сегодня мы называем такую съемку "съемкой на длинной выдержке" и у нас имеется немало прекрасных образцов светописи, выполненных подобным образом. Как мы знаем, в таких случаях все переменчивое и подвижное либо исчезает в кадре, либо приобретает более сглаженные и монолитные черты. Взгляните на дагерротип Джеймса Валентайна (James Valentine) "The Falls of Clyde, Bonnington Falls" (рис. 1), который был снят в 1871 году. Разве это не те же застывшие водяные струи, которые без числа повторяются на современных фотографиях мастеров long exposure?

"The Falls of Clyde, Bonnington Falls"

Рис. 1 - "The Falls of Clyde, Bonnington Falls"

Условия для рисования светом становились все более приемлемыми - с постепенным уменьшением времени экспозиции дагерротипов (а впоследствии - отпечатков на коллоидных растворах) до нескольких минут и даже секунд. Но где же рисунки светом того времени? Да, в архивах мы не видим собственно следов от перемещающегося источника света, но не сложно предположить, что такие случайные возможные следы (от факела или солнечного отражения в куске зеркала) воспринимались в ту пору несколько иначе, чем в наши дни. С момента появления и на долгие годы вперед за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники той поры рассматривали светопись как механическую копию действительности, способную быть разве что суррогатом живописи. В то же время, возможность фотографии стать полным и точным документом была признана очень рано. В таких условиях отклонения от реализма однозначно воспринимались как недостаток отпечатка, как брак - со всеми вытекающими последствиями (подобные фотографии не сохраняли, пластины смывали для последующего использования).

год. Англичанин Уильям Талбот (William Henry Fox Talbot), изобретатель негативно-позитивного процесса для бумажной фотографии, делает серию так называемых "фотогенных рисунков". Приём заключался в следующем - на светочувствительную бумагу укладывались разнообразные предметы и такой "сэндвич" выставлялся на солнце. Происходило экспонирование фотобумаги и после проявки получался "световой рисунок" - чёткий контур предмета. Например, листья растений, в некоторых местах немного прозрачные, оставляли великолепные по качеству отпечатки (рис. 2).

Рис. 2

год. Хорошая знакомая Талбота Анна Аткинс (Anna Atkins) (к слову сказать - первая профессиональная женщина-фотограф!) издает целую книгу "фотогенных рисунков" с изображениями морских водорослей

Первые опыты безлинзовой фотографии Талбота, впоследствии названной "фотограммой", в начале 20 века легли в основу художественных экспериментов мастеров из группы "Баухауз".

Время шло. В 1884 году американский фотограф Томас Икинс (Thomas Eakins) запечетлел на длинной выдержке прыгающего мужчину, использовав прием, который сегодня мы называем "мульти - экспозицией". Во время экспонирования одной и той же пластины Икинс с помощью стробоскопических шторок 8 раз на короткий промежуток времени открывал доступ света в объектив (см. фото). Ну чем не стробоскопические фотографии Гийона Мили (Gjon Mili), сделанные им в середине 30-х годов двадцатого столетия при помощи вспышки? (Рис. 3)

Рис. 3

В 1889 году профессор Этьен-Жюль Марэ (Etienne-Jules Marey) (Франция) совместно с Джорджем Демени (Georges Demeny) в процессе изучения движений человека получил, видимо, первый в истории человечества осознанно выполненный рисунок светом (рис. 4).

Рис. 4

На этой фотографии мы видим след от лампочек накаливания, закрепленных на теле Демени во время его прохода перед камерой. Конечно, это был фотодокумент, а не произведение искусства, однако для нас в этой истории важен сам факт преднамеренного получения видимого следа от перемещаемого источника света.

Итальянец Антон Брагалья (Anton Bragalia) в начале 1911 года основывает новое футуристическое направление в художественной фотографии - фотодинамизм. Брагалья снимает на длинной выдержке, перемещения в кадре своих моделей - приём, который широко используется современными светоживописцами. Техника Брагальи убедительно продемонстрировала саму возможность фиксировать динамические характеристики света в кадре (такие как скорость и направление перемещения излучающих свет предметов - неважно, фонарик это или подсвеченный смычок). До появления "световой кисти" (подвижного источника света) оставалось совсем немного времени!

В 1914 году американец Фрэнк Гилбрет (Frank Gilbreth) прикрепляет маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снимает трудовой процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук рабочих. Задача снова не художественная, но результат был уже предсказуем - видимые следы, оставленные на фотопленке движущимися электрическими лампочками.

Немного забегая вперед, отметим, что в 1924 году, в Советской России, руководитель Центрального Института Труда (был такой!) Алексей Капитонович Гастев также проводил исследования по эргономике рабочих процессов. Гастев использовал тот же прием, что и Гилбрет:

Итак, продолжаем. В 1918 году немецкий фотограф Кристиан Шад (Christian Schad) создавал абстрактные коллажи, используя приемы Уильяма Талбота с уже явными художественными целями.

Полноценным художественным опытом в светоживописи следует считать работы венгерского художника Ласло Мохой-Надя (Laszlo Moholy-Nagy), выполненные им в период с 1922 по 1944 гг. Мохой-Надь развил технику "фотограмм", начав масштабно использовать полупрозрачные, преломляющие свет объекты и добавив к естественному освещению "подрисовку светом" от фонарика (рис. 5).

Рис. 5

Кроме того, Мохой-Надь первым начал фотографировать на длинной выдержке движущиеся светящиеся (или отражающие свет) элементы механизмов (рис. 6).

Рис. 6

Этот прием впоследствии получил определение "lumino kinetic art". Известен снимок Мохой-Надя, выполненный в 1936 году, который называется "Light Painting on Hinged Celluloid":

"Light Painting on Hinged Celluloid"

Рис. 7 - "Light Painting on Hinged Celluloid"

Вероятно, это первое задокументированное определение нашего стиля как "light painting". К тому же, на снимке отлично виден полноценный и довольно таки непростой настоящий рисунок светом!

Вслед за Мохой-Надем, в 1935 году, американский художник-авангардист Мэн Рэй (Man Ray настоящее имя Эммануэль Радницкий, его родители эмигрировали из России) продолжил художественные эксперименты по рисованию светом - уже в буквальном смысле этого слова. Мэн Рэй, видимо, первым активно использовал технологию, ныне называемой "световым пером" ("световой кистью") - приём этот заключался в следующем. Мобильный источник света (небольшая лампочка на достаточной длины проводе или миниатюрный фонарик) перемещался рукой артиста в пространстве, описывая воображаемые фигуры - как если бы художник рисовал кистью на холсте (рис. 8). На длинной выдержке траектория движения лампочки фиксировалась как светящийся след, висящий без опоры в воздухе - поэтому Мэн Рэй, видимо, и называл свои работы "письмом в пространстве (space writing").

Рис. 8

Мэн Рэй выполнил несколько автопортретов, украшенных световыми завитушками. Однако, творческий потенциал подобного художественного приема в полной мере раскрылся только в нашем, двадцать первом веке. Забегая немного вперед, обратим внимание читателя на поразительный факт: в 2009 году известный американский фотограф Эллен Кэри (Ellen Carey), последовательница Мэн Рэя, при внимательном рассмотрении его автопортрета обнаружила среди хаоса световых линий автограф мастера! Общеизвестно, что выполняя рисунок светом лицом к камере, мы в результате получаем зеркальное отражение нашего рисунка. Кэри сделала зеркальную копию фотографии Мэн Рэя - и в глаза бросились четко прописанные крупные буквы М и R! Еще немного пристального внимания к абстрактному на первый взгляд рисунку, и глазам Эллен открылось удивительное зрелище - совершенно отчетливая витиеватая подпись "Man Ray".

Мастер зашифровал в своем произведении собственный псевдоним! И таким образом, стал первым в истории светохудожником, нарисовавшим буквы…

Американский фотограф-абстракционист Фрэнсис Брюгьер (Francis Bruguiere) в 1936 году, экспериментируя с безлинзовой технологией съемки, получает такую фотограмму (рис. 9):

Рис. 9

Американский фотограф Барбара Морган в 1940 году, вероятно, была первым светохудожником, попытавшимся отразить ритмическую структуру светового рисунка в каллиграфических узорах (рис. 10).

Рис. 10

В сороковых годах продолжает свои эксперименты в арт-фотографии и Ласло Мохой-Надь.

Продолжает историю свтоживописи очень яркая звезда на фотонебосклоне - албанец Гьен Мили (Gjon Mili), эмигрировавший в США. В 1937 году Мили познакомился с профессором Гарольдом Эдгертоном, который стал первым использовать в фотографии стробоскоп и получил такие знаменитые снимки как "Капля молока", "Пуля, прорезающая карту" и многие другие. Гьен Мили, воодушевленный такими возможностями, подошел к творческому аспекту стробофотографии с большим энтузиазмом и стал одним из самых известных фотографов в Америке. Он показал миру всю красоту остановленного движения или серии остановленных в одном кадре мгновений (рис. 11)

Рис. 11

Снимая на длинной выдержке фигуристок во время тренировок, Мили прикрепляет к их конькам лампочки и получает фотографии, которые, пожалуй, впервые за всю историю светоживописи приобрели широкую известность у современников - благодаря публикациям в журнале "LIFE" (рис. 12):

Рис. 12

Именно эти фотографии (и сотрудничество с "LIFE") привели к тому, что в 1949 году Мили осуществил самый грандиозный прорыв в художественном восприятии светоживописи - он заинтересовал новыми возможностями Пабло Пикассо и сфотографировал световые рисунки маэстро! (Рис. 13)

Рис. 13

Также незадолго до фотосессии Пикассо, в 1946 году известный американский фотограф Гарри Кэллахан (Harry Callahan) сделал, по видимому, первый снимок, выполненный в технике "camera toss" ("перемещение камеры").

В 1949 г. американец немецкого происхождения, известный фотограф Андреас Фейнингер (Andreas Feininger), первым догадался сфотографировать увешанные электрическими лампочками увеселительные аттракционы с вращающимися деталями (рис. 14). С тех пор подобных снимков не делал только ленивый.

Рис. 14

Также Фейнингер известен классическим "кинетическим" снимком полета игрушечного вертолета с лампочкой на лопастях.

Американец швейцарского происхождения Герберт Маттер (Herbert Matter), основоположник графических коллажей в рекламе, в 1953 году провел забавный фотоэксперимент - он сменил пиджак и штаны перед камерой с открытым затвором. Свет, разумеется, был погашен, а на запястьях и щиколотках фотографа были закреплены электрические лампочки.

В 1975 году американка Эллен Кэри (Ellen Carey) публикует свои светоживописные автопортреты (рис. 15):

Рис. 15

Вероятно, именно эти фотографии Кери подтолкнули другого известного американского фотографа Давида Лебе (David Lebe) к серии замечательных рисунков светом в 1976 году. [3]

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Светографика как техника создания фотографий