Торговля квотами как экономический инструмент Киотского протокола

Конец XX века ознаменовался, как известно, расширением процесса глобализации, затронувшего как развивающиеся, так и промышленно развитые страны. Помимо либерализации рынков труда, капитала, информационных технологий, расширения масштабов мировой торговли, принципиально новым проявлением процесса глобализации стало создание международно-правовой базы для возникновения рынка углеродных квот, что является доказательством твердого намерения развитых и развивающихся стран следовать концепции устойчивого развития.

Создание системы международной торговли квотами стало первой попыткой применить рыночные механизмы при решении экологических проблем в глобальном масштабе. Торговля эмиссиями, как и любой другой вид торговли, базируется на отношениях, определяемых принципами взаимной выгоды двух участников соглашения. Однако, в отличие от других товаров, циркулирующих на рынке международной торговли, общий объем продаж эмиссий углекислого газа не зависит от качественных характеристик самого товара, а также не связан с его региональной составляющей. Такие особенности углеродного рынка обуславливают небходимость создания международной системы торговых отношений нового типа, которая бы учитывала специфику объекта торговли и базировалась бы на неразрывной связи экологических требований и экономических механизмов.

Суть торговли квотами, в соответствии со статьей 3 Киотского протокола заключается в том, что «любые единицы сокращения выбросов или любая часть установленного количества, которые какая-либо Сторона передает другой Стороне в соответствии с положениями статьи 6 и статьи 17, вычитаются из установленного количества передающей Стороны»1, и наоборот «любые сертифицированные единицы сокращения выбросов, которые какая-либо Сторона приобретает у другой Стороны в соответствии с положениями статьи 13, прибавляются к установленному количеству приобретающей Стороны» . Основополагающие условия для осуществления торговли квотами заложены также в статье 17, которая гласит, что « Конференция Сторон определяет соответствующие принципы, условия, правила и руководящие принципы, в частности для проверки, предоставления докладов и учета торговли выбросами. Стороны, включенные в Приложение В, участвуют в торговле выбросами для целей выполнения своих обязательств по статье 3. Любая такая торговля дополняет внутренние действия для целей выполнения определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов согласно настоящей статье» .

Экономическая заинтересованность участников сделки базируется на разнице в стоимости сокращения выбросов в разных странах4, то есть те субъекты, для которых сокращение эмиссий обходится дешево, будут стараться, достигнув максимально возможного уровня сокращения, продать образовавшуюся неиспользованную часть своей квоты тем субъектам, для которых, в силу различных причин, стоимость снижения эмиссий будет выше. Таким образом будет соблюдаться приверженность статье 3.3 Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, где говорится о необходимости соответствия принципу ценовой эффективности при проведении политики и мер в области предотвращения опасных последствий глобального потепления и обеспечения в глобальном масштабе высокой результативности мероприятий, достигаемой за счет минимальной затратности финансовых ресурсов.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ