Анализ последствий введения углеродного налога

Глобальное потепление, которое грозит обернуться опасными последствиями для всего человеческого сообщества, становится тяжелым бременем и для национальных экономик. Главная цель, которую предстоит достичь правительствам государств, подписавшим Киотский протокол, а именно сокращение выбросов СОг, уже сейчас представляется трудноосуществимой задачей для некоторых участников соглашения. Причиной невозможности снижения выбросов является недостаточность проводимых на государственном уровне мероприятий, которые зачастую ограничиваются лишь регулятивными мерами, не задействуя экономические механизмы борьбы с глобальным потеплением. Между тем, именно экономические рычаги, среди которых особо выделяются налоговые меры, можно назвать одним из наиболее эффективных методов сокращения выбросов. Показательным примером, доказывающим высокую результативность налоговых мер, являются страны Европы , где экономические механизмы воздействия в форме введения углеродного налога сыграли значительную роль в обеспечении стабильного снижения выбросов.

Что же представляет собой этот налог и каким образом действует цепочка, конечным звеном которой является снижение объема эмиссий? Особенностью углеродного налога является его привязанность не к товару как к таковому, а к тому негативному воздействию, которое образуется в процессе его (товара) использования. Принципы налогообложения, в рамках которых действует механизм углеродного налога, означают начало нового поворота в общей налоговой системе, предполагающего смещение приоритетов в сторону экологических требований.

Результативность введения углеродного налога обеспечивается благодаря наличию принципа материальной заинтересованности, побуждающего конечного потребителя к регулированию объемов своего спроса в зависимости от изменения цены на товар2.

Как уже отмечалось выше, Россия в первом периоде Киотского протокола не столкнется с трудностями по выполнению количественных обязательств, в связи с чем проведение дополнительных мероприятий в форме введения углеродного налога на данном этапе пока еще можно не считать мерой первой необходимости, однако уже во втором отчетном периоде дальнейший рост экономики неизбежно потребует проведения новых мероприятий, базирующихся на принципах экономического регулирования спроса на энергоресурсы.

Недостаток эффективности добровольных и административных мер, направленных на снижение выбросов уже сейчас резко ощущается в Японии, где объем выбросов к 1999 г., несмотря на проведение различных мероприятий в области энергосбережения, вырос почти на 10% от уровня 1990 г. Однако, даже при достижении желаемого результата количественных обязательств, решение проблемы глобального потепления требует не единовременного результата сокращения выбросов, а их постоянного снижения на протяжении длительного периода, что в сложившихся условиях может быть обеспечено лишь структурным пересмотром проводимых мер. В принятом правительством Японии генеральном плане по форсированию мероприятий, направленных на борьбу с опасными последствиями глобального потепления, введение углеродного налога рассматривается как один из наиболее рациональных способов, приближающих Японию к выполнению количественных обязательств Киотского протокола .

Отличительной чертой углеродного налога, позволяющей надеяться на высокую эффективность конечного результата, является его универсальность по отношению к субъектам налогообложения 4 . Углеродный налог представляет собой уникальную меру, действие которой распространяется на все без исключения экономические субъекты, включая сектор домашних хозяйств и транспорт, где интенсивность роста эмиссий ощущается острее всего. Введение налога рассматривается как своеобразная плата за пользование природными ресурсами, которая взимается со всех экономических субъектов, мотивируя их к бережному обращению с окружающей средой. Увеличивая стоимость топливных ресурсов, углеродный налог позволит стимулировать переход к чистым видам энергии, а также подтолкнет предприятия к более активному внедрению технологических инноваций, делая более экономически привлекательным применение энергосберегающих технологий (см. Прил. 3).

В настоящее время в Японии уже действуют налоги на топливные и энергетические ресурсы. Однако, главным их отличием от углеродного налога, является первоначальное назначение, не имеющее общих целей с экологическими установками. Другими словами, существующие налоги действуют вне зависимости от объемов выбросов СОг. Кроме того, ставка функционирующих топливно-энергетических налогов недостаточна высока для того, чтобы стимулировать экономию ресурсов. В частности, низкая ставка налогообложения действует на топливные ресурсы, предназначенные для промышленного использования, а налог на самый «грязный» с точки зрения выбросов вид топлива — уголь, был введен лишь в октябре 2003 г., что до указанного периода действовало в качестве стимула к его форсированному использованию.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >