РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Теория и практика воздушных операций постоянно обновляются, их показатели изменяются в зависимости от оргструктуры и боевого состава Военно-воздушных сил, состоящих на вооружении авиационных средств поражения, характера и масштаба операций, проводимых Сухопутными войсками на континентальных ТВД и Военно-морским флотом (ВМФ) - на морских и приморских.

Развитие теории и практики воздушных операций в зависимости от названных факторов целесообразно рассмотреть по трем периодам:

  • - второй - 1945-1999 гг.
  • - третий - с 1999 г. по настоящее время.

В начале Великой Отечественной войны чрезмерная раздробленность советских ВВС по военным округам, общевойсковым армиям, корпусам по существу не представляла возможности проводить воздушные операции силами фронтовой, армейской и войсковой авиации. Учитывая непригодность предвоенной оргструктуры ВВС Красной Армии для ведения войны, что со всей очевидностью подтвердил ее начальный период, Ставка ВГК приняла решение о кардинальном ее изменении.

На базе оргструктур ВВС фронтов, армейской и войсковой авиации с мая по ноябрь 1942 г. создаются 17 крупных авиационных объединений - воздушных армий, которые оперативно подчинялись командующим фронтов, непосредственно - командующему ВВС РККА. Одновременно шло постоянное наращивание резервов Ставки ВГК. С осени 1942 г. и до конца войны было сформировано 30 авиакорпусов и 27 отдельных авиационных дивизий, оснащенных новыми самолетами. В результате удалось провести целый ряд успешных воздушных операций с различными целями.

Все воздушные операции были наступательными. За время Второй мировой войны не отмечено ни одной оборонительной воздушной операции - противовоздушной. Силы и средства ПВО в Великую Отечественную войну, как свидетельствует ее история, вели весьма успешные боевые действия.

По составу сил, принимавших участие в воздушных операциях, все они являлись самостоятельными, т.е. проводились только ВВС РККА и АДД, находившейся до апреля 1944 г. в непосредственном подчинении Ставки ВГК. В годы Великой Отечественной войны не было деления (классификации) воздушных операций по масштабам. Зато они классифицировались по их целям, что и сегодня наиболее целесообразно.

Главным, определяющим способом решения задач воздушных операций были массированные авиационные удары, в которых принимали участие основные силы ВВС, привлекаемые к операции.

Характерная особенность проведения воздушных операций Великой Отечественной заключалась в том, что основным средством огневого поражения заданных объектов (целей) противника являлись неуправляемые авиационные бомбы различного назначения.

Все воздушные операции готовились по указаниям Ставки ВГК, которая определяла цели, сроки, районы их проведения, состав привлекаемых сил авиации. Непосредственным организатором операций были командующий ВВС и штаб BBC. В каждой из них участвовало несколько авиационных объединений (от трех до шести).

Главенствующее значение в Великую Отечественную войну имели воздушные операции, проведенные с целью завоевания господства в воздухе - одной из главных стратегических задач ВС СССР в противоборстве с фашистской Германией (8 из 15 воздушных операций того периода). В четырех воздушных операциях ставилась задача разгромить оперативные резервы и нарушить коммуникации противника, в трех - подорвать его военно-экономический потенциал противника.

Бесценный опыт Великой Отечественной войны - свидетельство неправоты следующего утверждения: "Существенное уменьшение боевого и численного состава ВВС, а также значительное сокращение финансирования деятельности войск потребовало практически отказаться от проводимых объединениями ВВС операций и выдвинуло на первый план такую форму применения, как боевые действия" (см. статью "ВВС ищут свое место в трех видовой структуре ВС", "НВО" # 29, 2000 г.).

Операции (в том числе воздушные) нельзя "закрыть", поскольку рождение в ХХ веке такой формы применения оперативных и оперативно-стратегических объединений Вооруженных сил - объективная закономерность развития теории и практики вооруженной борьбы.

Изучение, разработку воздушных операций как форму применения оперативных объединений российских ВВС можно только исключить из планов оперативной подготовки, предав тем самым забвению не только опыт Великой Отечественной войны, но и отвергнуть уроки конфликтов 90-х годов. Но такой шаг не будет способствовать усилению значимости новых (объединенных) ВВС в решении основных задач Вооруженных сил России, не обеспечит ее военной безопасности.

Отметим, что разработка теории и практики воздушных операций интенсивно продолжалась и в 1961-1962 гг., когда по инициативе Никиты Хрущева ВВС СССР сокращаются на 41%, а бомбардировочная авиация (главная ударная сила в воздушных операциях) - в 2,26 раза. Уже в ту пору учитывалось бурное развитие высокоточного оружия классов "воздух - воздух", "земля - воздух" (ЗРК), "воздух - поверхность". Результаты исследований теории воздушных операций проверялись на крупных учениях Вооруженных сил страны и закреплялись в основных уставных документах.

К 1988 г. боевой состав ВВС СССР увеличивается и достиг 78% уровня 1953 г. Это явилось одним из условий отработки на учениях воздушных операций различного масштаба.

В 80-х годах была разработана система воздушных операций (см. статью "Теория строительства новых ВВС", "НВО" #10, 1998 г.). Одновременно с этим создавались математические модели воздушных операций различного масштаба.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >