Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Политология arrow
Сравнительная характеристика политических культур Германии и Франции

Социальные протесты как проявление непосредственной демократии в политической культуре германии и Франции

Казалось, словно после восстановления хозяйства после войны в 1950-1970-х гг. в обществе впервые возникла потребность в коренных преобразованиях, во внутренних реформах, с помощью которых Федеративная Республика должна превратиться в особенно прогрессивное и социально справедливое демократическое государство. Этот духовный климат определил весь период 1966 -1974 гг.

В студенческих волнениях, исходной точкой которых в 1966-1967 гг. был Берлин, стало особенно заразительным неприятие молодым поколением общественного строя и политики, которые оно считало закосневшими, иммобильными и авторитарными. Студенческое движение протеста послужило пусковым механизмом для того изменения политического сознания в Федеративной Республике, которое хотя и не могло серьезно поколебать действовавший до тех пор ценностный консенсус населения, вместе с тем вызвало в ведущих, определяющих духовную ситуацию слоях общества такие последствия, которые еще долго не исчезали и после констатированного в 1974 г. "поворота тенденций".

Речь шла об изменении политического сознания Федеративной Республики, а также и носителей этого сознания, которые, как, к примеру, политические партии и ведущие органы общественного мнения сами по себе не проявили особого интереса к преобразованию общества и его ценностных критериев. Но они во всевозрастающей мере оказывались под давлением того критического течения, которое заставляло их вступать в спор с исходящей от этого интеллектуального движения требованиями критической инвентаризации Федеративной Республики, а также включать в свои программы и политическую риторику определенные темы и основные идеи начавшихся теоретических дебатов [5].

В Федеративной Республике проявился явный конфликт поколений: между тем первым поколением, которое после разрушений 1945 г. двигало вперед дело восстановления, и его преемниками, которые в качестве второго поколения стали обустраиваться в новых условиях. Третье же, критически настроенное поколение, которое свою критику общества идеологически обосновало, прежде всего, заимствованными у левых, в значительной мере марксистскими теориями, больше не проявляло готовности считать восстановление позитивной заслугой. Оно, не обладая достаточным историческим опытом, не желало даже сравнивать преодоленное за послевоенные годы с условиями национал-социалистической диктатуры или первой республики. Напротив, оно подходило к существующим условиям с очень высокими, частично утопическими мерками, взятыми из идеалистической традиции или же замкнутой на себя теории. Одним из следствий такой идеологизации стала с 1969 г. поляризация, произошедшая между правящими партиями и оппозицией, хотя почти во всех вопросах практической политики расхождения между крупными партиями были скорее незначительными<#"justify">ВЫВОДЫ

Французская политическая культура является примером изоляционистского развития политических и правовых процессов, поскольку именно Франция была определяющим вектором в развитии политико-правовой мысли начиная с XVIII ст. все остальные государства исходили из тех результатов, которые дала Великая буржуазная революция, а также учитывали те негативные факторы, которые способствовали торможению развития общественно-политических догм и норм. Исходя из этого политическая культура Франции имеет несколько отличительных черт, а также характеризуется рядом тенденций, которые впоследствии нашли сове отражение или же были продолжены в процессе формирования политических культур в других странах, в том числе и в Германии.

Итак, особенности политической культуры Франции следующие:

  • -сильное влияние социал-демократических и либеральных идей на ее формирование;
  • -исторические традиции развития демократии;
  • -нарастание стремления к мировому лидерству;
  • -рост самоидентификации французов как европейской нации, исключая возможность ее смешения с африканцами;
  • -неприязнь к западным ценностям и формирование собственных устойчивых социально-политических ценностей.

Что касается современных тенденций развития политической культуры то следует отметить, прежде всего, возрастающую роль социальных протестов как элемента политического самовыражения французов, а также высокий интерес и высокую политическую сознательность французов, которая была сформирована под влиянием идей французской политико-правовой мысли и находит свое отражение в электоральной активности французов.

На исходе восемнадцатого столетия Германия вступила в новый период своей истории, который характеризуется ускорением процесса модернизации. В течение семи-восьми десятилетий Германия совершила переход от старого порядка к современности. Формировались основы индустриального общества. Его действующим субъектом стал, в принципе, "человек современный", в поведенческую программу которого вошли суверенные действия, направляемые самостоятельной оценкой ситуации и рациональным учетом собственных интересов [26].

Самостоятельное определение своих действий предполагало и личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи. Таким образом, окончательно утверждается центральная роль индивида (индивидуализм).

Слом старых социальных, экономических и политических структур в Германии на рубеже XVIII-XIX вв. начался под воздействием внутреннего и внешнего факторов. Внутренним фактором явились реформы, осуществленные в германских государствах Просвещенным абсолютизмом. Несмотря на ограниченный и непоследовательный характер реформ, они - и эта мысль подчеркивается в немецкой историографии - заложили основу традиции реформизма.

Политическая культура современной Германии строится на базе парламентаризма. Исторические уроки, вынесенные Германией из прошлого, привели к созданию взвешенной, с учетом федеральных и центральных интересов, с четким разграничением полномочий, системы государственной власти. Многопартийная система и сложная законодательная база не позволяют сосредоточить излишнюю власть в одних руках или скатиться в анархию локальных интересов. Политическая культура Германии допускает яростную дискуссию на местном или внутрипартийном уровне до выбора лидера партии или премьер-министра местного земельного парламента, но при этом предписывает безусловное и безоговорочное исполнение законов парламентов и решений партийный съездов.

Благодаря распределению функций федерального и земельного уровня между разными структурами, политическая культура Германии редко испытывает серьезные потрясения, или изменения между выборами. Дискуссионная парламентская культура Германии требует от оппонентов взаимного уважения, уважения к возложенной на государственного деятеля миссии и безусловного исполнения законов. Готовность парламентариев к прозрачности в обсуждении и принятии законов позволяют каждому посетителю Рейхстага убедится в этом лично, через прозрачный купол в зале, где ведется собрание парламента. Лучшего доказательства, что политическая культура Германии поддерживается в полном соответствии с законом, трудно найти.

Для германской политической культуры на личностном уровне характерно органическое сочетание гражданственности и высокого авторитета государства, нрав и обязанностей, свободы и ответственности, инициативности в рамках демократической законности Граждане ФРГ, критикуя практику тех или иных институтов государственной власти, тем не менее, высоко ценят свое государство, и даже протестуя против отдельных недостатков социальной политики, не подрывают его основ

Экстремистская и радикалистская культура, не находя широкой поддержки в социальных массах, проявляется в действиях сдельных, преимущественно молодежных группировок Их состав за последние три десятилетия изменился Сегодня левый экстремизм в Германии постепенно уступает свои позиции правому экстремизму, культивирующему ксенофобию и неприятие демократических норм Соответственно меняются и векторы реакции властей на те или иные явления радикализма и экстремизма политические ограничения сменяются политико-правовыми и наоборот.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Сравнительная характеристика политических культур Германии и Франции