Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Политология arrow
Сравнительная характеристика политических культур Германии и Франции

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЕРМАНИИ

Политическая культура обьединенной Германии

Уникальность объединения двух государств, представлявших одну нацию, но относившихся к разным общественно-политическим системам, обусловила новизну и актуальность исследования, проявившиеся, в частности, в рассмотрении того "преломления", которое в современной ФРГ получили важнейшие политические процессы, динамично развивавшиеся на западе Германии и абсолютно не свойственные восточным землям [1].

Осенью 1989 года большая часть восточных немцев выступила за демократию и за общенемецкое единство под лозунгами "Мы и есть народ" и "Мы - один народ", тем самым закрепив падение авторитарного режима СЕПГ (Социалистической единой партии Германии). В ходе репрезентативного опроса 1992 года более 30% восточных немцев заявило о своем активном участии в тогдашних демонстрациях протеста [31]. Тем более поразительно, что сегодня, через 20 лет после "революции свеч", жители восточных земель все еще не ощущают политического единения с Западной Германией и не идентифицируют себя с ее демократическим режимом. Опросы последних лет показывают постоянно сокращающуюся поддержку местным населением демократии и все большее распространение позитивных оценок тех или иных аспектов жизни в ГДР.

Роль восточных немцев в общественно-политической жизни единой Германии весьма незначительна. Их членство в политических партиях сократилось с 5,1 в 1992 г. до 2,6 % в 2007 году. Об участии в гражданских инициативах в 2006 году заявила еще меньшая доля опрошенных - всего 0,9 % [9].

Многие политологи констатируют возникновение в Восточной Германии отдельной политической культуры, которая значительно отличается от политических ориентиров Германии Западной. В качестве причин этого феномена чаще всего называются, с одной стороны - влияние воспитания в ГДР (социализационная гипотеза), а с другой - экономическая ситуация в новой объединенной ФРГ (ситуационная гипотеза).

Кроме того ГДР еще до процесса присоедениения уже обладала "двойной политической культурой", которая определялась различными политическими представлениями руководителей и руководимых. Политологи исходят в своих исследованиях из того, что господствовавшая в Восточной Германии реальная политическая культура имела мало общего с официальной идеологией. Социалистическая культура была принята обществом там, где она соединялась с давней традицией авторитарной политической культуры Германии, с ее классическими образцами подчинения высшей власти: послушанием, дисциплиной и готовностью к подчинению. Сохранению этой традиции способствовала характерная черта реальной политической культуры ГДР - типичный для эры Хониккера уход в частную жизнь. Граждане ГДР обустраивали себе свободное пространство в частной жизни в обмен на формальное выполнение политических требований и обязанностей. Следствием этого стало полное вытеснение индивидуума из общественно-политического процесса.

Еще одно объяснение восточногерманской "особости" предлагает социолог, научный сотрудник маннгеймского Центра социальной политики Кристофер Ставенов [32]. В статье для журнала "Дойче архив" "Почему Германия все еще не объединилась? Возникновение особой политической культуры в восточных немецких землях" он проанализировал комплекс факторов, в силу которых восточная и западная части страны не стали подлинно единым целым даже спустя 20 лет после воссоединения. В первую очередь, по мнению Ставенова, особая восточногерманская идентичность есть продукт не сложившегося в ГДР особого менталитета, а мелкобуржуазной социальной структуры, сформировавшейся из-за постоянной утечки среднего класса и представителей высших слоев общества. Оттого в восточногерманских землях до сих пор недостает элитарного слоя, способного руководить переходом бывших земель ГДР к рыночному обществу и демократии. Во многих регионах Восточной Германии экономическая, общественная и культурная жизнь несет на себе отпечаток упадка. Большинство руководящих кадров - выходцы из западногерманских земель.

Отметим, что особенности эволюции общественных и политических процессов, свойственных современному немецкому обществу, привели к ситуации, при которой динамика политической системы носит выраженно сложноструктурированный характер. Население в своем политическом поведении ориентируется в кризисных ситуациях, к которым можно отнести в первую очередь определенное снижение достигнутого уровня материального благополучия в его различных проявлениях (увеличение налогов или цен на бензин, снижение расходов на социальные программы или уменьшение социальных и страховых выплат т. п.), на традиционные ценности. В то же время в подобном случае снижается значимость постматериальных ценностных компонент политического поведения с одновременным увеличением значимости не ценностных политических, а социальных и экономических факторов. Если же социально-экономический контекст, напротив, является очень благоприятным, то политическое и, в частности, электоральное поведение оказывается чрезмерно ориентировано уже на "квазиценности", создаваемые постоянно в СМИ, в том числе, и для манипулирования общественным мнением и особенно усиливающие свое значение в условиях проведения избирательных кампаній [1].

Политический процесс, свойственный современной Федеративной Республике, носит нелинейный характер и во многом определяется изменением базовых ценностей и наметившимися тенденциями к усилению значимости общественно-гражданских институтов с соответственным обоснованием необходимости перераспределения части полномочий политических партий в пользу институтов гражданского общества. Дополнительным фактором, оказывающим значимое влияние и существенно усложняющим динамику политического процесса современной Германии, является активное участие ФРГ как в континентальной общеевропейской, так и в глобальной общемировой интеграции [1].

Следует отметить, что огромное влияние на формирование политической культу ысовременной Германии, а точнее говоря на пояризацыию политиечской культуры наслеения Западной и Восточной Германии оказало пребывание у уавлатси Г.Колля в 1990-х гг. Политическое доминирование ставленников западногерманской политической элиты и партийных соратников федерального канцлера Г. Коля в двух наиболее консервативных новых землях, а также практически полное вытеснение из боннских властных структур представителей восточной части Германии стали наиболее существенными предпосылками для формирования принципиально новой общественно-политической ситуации в новых землях в середине 90-х гг. [9]

Таким образом, процесс создания общих политических институтов двух стран путем стремительного поглощения западногерманскими административными, партийными и общественными структурами политического пространства Восточной Германии не только значительно опередил государственно-правовую подготовку объединения, но и в существенной степени повлиял на возникновение внешних факторов, объективно способствующих образованию единой страны.

Однако немецкая схема быстрой межгосударственной интеграции, казавшаяся многим наблюдателям безупречной, со временем обозначила наличие целого ряда существенных противоречий, которые явились предпосылкой возникновения принципиально новой общественной ситуации в Восточной Германии и дальнейших изменений во внутренней и внешней политике ФРГ

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Сравнительная характеристика политических культур Германии и Франции