Политический PR

У понятия "пиар" достаточно широкие границы. По некоторым подсчётам, существует более 450 определений этого явления. Например, А. Чумиков, выдающийся российский PR-специалист определяет пиар как способ гармонизации информационных процедур и технологий проекта.

Данный тип коммуникации можно характеризовать с самых разных точек зрения. Можно выделить три главные позиции в определении сущности пиар-коммуникации. Первый подход - сугубо прагматический. Его сторонники определяют пиар-коммуникацию только как часть менеджмента, а пиар - это только умение налаживать деловое общение для достижения необходимого результата.

Вторая точка зрения состоит в том, что пиар служит для установления взаимопонимания и доброжелательности между обществом и конкретной организацией.

Сущность третьего подхода можно раскрыть, обратившись к высказыванию Эдварда Бернейза: "Пиар - это усилия, направленные на то, чтобы...гармонизировать деятельность организации в соответствии с интересами общественности, и наоборот.."

Данные три подхода к определению сущности PR принято называть прагматическим, альтруистическим и компромиссным.

В политической сфере принято разграничивать пиар-деятельность и пиар-коммуникацию. Пиар-деятельность - это способ управления общественным мнением, налаживания благоприятных отношений с партнёрами, организации компромиссного коммуникативного пространства. В её основе - один лишь прагматический интерес и стремление добиться своих целей. Пиар-коммуникация, в свою очередь, является способом общения, который направлен на гармонизацию отношений между агентами и массовой общественностью.

Политический пиар - это далеко не только его внешняя сторона - вопрос создания имиджа и поддержания информационных отношений. Чтобы выделить отличительные особенности политического пиара, необходимо обратиться к истории его развития.

Важно выделить, что исторически первой появившейся формой PR был именно политический пиар. Этот тип коммуникации формировался по мере развития политического рынка. Правителям требовалась поддержка публики, её одобрение. В начале развития PR - это прежде всего, борьба за власть, опираясь на агитацию и пропаганду. С течением времени зарождались другие каналы политической коммуникации.

При переходе к капитализму и появлению крупных конкурирующих предприятий зародилась корпоративная форма пиара. Использовались жёсткие меры: компромат, скандалы, слухи и т.д., направленные на то, чтобы испортить репутацию компаниям-конкурентам, например.

С развитием капитализма стало очевидным, что прибыль предприятия напрямую зависит от отношений с потребителями, от мнения общественности и от имиджа самой компании. В бизнесе ценность приобрела репутация. Стали появляться более честные и уважительные по отношению к конкурентам методы установления отношений с общественностью и продвижения своей продукции или услуг. Так появилась рыночная природа PR. Сформировались отдельные виды пиар-деятельности, например, выработка отношений со средствами массовой информации (media relations), кризисная коммуникация (crisis management) и т.д.

Политические коммуникации напрямую зависят от усложнения организации мировой политики. Механизмы и технологии постоянно совершенствуются.

На сегодняшний день в политическом пиаре можно выделить такую важную особенность, как ориентированность на социум. Общественная поддержка и необходимое мнение - вот основная ценность в политической сфере.

Таким образом, политический пиар направлен на установление в информационном пространстве особых коммуникаций, которые обеспечивали бы доверительные отношения между каждым участником политического проекта, налаживали бы их контакты с внешними контрагентами. Важно отметить, что успешная политическая коммуникация работает не во временном промежутке одного события, а на протяжении всей политической активности какого-либо агента.

Таким образом, можно сделать вывод, что политический пиар в настоящее время стремится к установлению компромисса и всеобщего уважения. Но это явно противоречит природе политической сферы - конкуренции, борьбе за власть. Можно предположить, что политический пиар стремится снизить конфликтность политической борьбы с помощью принципов своей организации: поддержание открытости, обеспечение взаимовыгодного, непрерывная корректировка позиций сторон, опора на общественное мнение и т.д.

Политический пиар имеет свои, особые технологии. Пиар стремится к уравниванию интересов сторон. Однако это практически невозможно в условиях конкуренции на политическом рынке. Всегда присутствует манипуляция, однако она гораздо мягче, чем, например, пропаганда. Политический пиар стремится к максимально возможной честности, отказу от шантажа и запугивания, стремление к консенсусу.

Пиар-технологии - это, прежде всего, информационное сопровождение. Один из основных элементов политического пиара - это налаживание и поддержание медиа контактов, то есть установление политическим агентом активных связей со средствами массовой информации. Главная задача - сконструировать необходимое общественное мнение, наладить контакты с журналистами.

Конечно, в основе отношений покупателей и продавцов по-прежнему лежит стремление к получению максимальной выгоды, однако пиар стремится привести агентов к консенсусу и взаимному уважению. В этом стремлении и лежит главное противоречие пиара и политического рынка, поскольку главная ценность рынка - конкурентная борьба. Пиар-технологии призваны сглаживать конфликтность внутри политической сферы.

Таким образом, политический пиар - это работа над созданием атмосферы полного доверия общества к деятельности государства в целом, органов государственного управления, либо определенной политической партии или конкретной политической фигуры.

Я бы хотела подробно рассмотреть политическую рекламу как одну из важнейших технологий осуществления политического PR. Политическая реклама - это реклама, направленная на изменение политического поведения общества либо его отдельной части в условиях политического выбора. Реклама является комплексом особых методов продвижения политических сил, идей и практик, призванных изменить общество в целом либо достичь конкретных политических целей.

Хочется отметить, что политическая реклама не является коммерческой, поскольку её стратегическая цель - не получение прибыли, а изменение общественного мнения по отношению к заказчику. Политическая реклама имеет большие возможности для воздействия на сознание общества.

Объектом политической рекламы может быть как реальный политический продукт (партия, проект, определённый деятель), так и неосязаемый продукт, такой как идея, инициатива, отношение к чему-либо. Политическая реклама делится на группы по типу объекта, который она рекламирует:

.реклама определённого политического деятеля;

.реклама какой-либо политической организации, например, партии;

.реклама конкретного политического проекта.

Данная реклама не нацелена на небольшую целевую группу, а, как правило, на массовую аудиторию либо на общество в целом. Целевая группа рекламы состоит из участников политического процесса, который делают выбор, поддерживать или не поддерживать определённый проект, идею или политическую фигуру.

Характерными чертами политической рекламы выступают её активность воздействия, зачастую агрессивность, форма предельно чёткая и определённая для однозначного понимания обществом. Политическая реклама стремится быть максимально убедительной и призвать выбрать людей именно свой политический продукт. При этом используются практические практически все возможные средства, как рациональное обоснование своей правоты, так и наличие компромата на конкурентов. Методы политической рекламы выбираются в соответствии с существующей политической ситуацией, внутри которой будет происходить рекламная коммуникация.

Политическая реклама - это особая форма коммуникации, целью которой является достижение власти или преобразований внутри общества. Политическая реклама может воздействовать на изменение поведения и мировоззрения людей в свою пользу. Поэтому она получила широкое применение в качестве одной из важнейших политических технологий влияния на общество.

Функции политической рекламы:

) коммуникационная;

Политическая реклама является формой массовой коммуникации, устанавливающей связи между претендентами на власть и обществом (либо его частью);

2) информационная;

Политическая реклама распространяет в обществе информацию о политических силах, их действиях, предложениях, намерениях. Данная фунция является очень важной и помогает потребителю выбирать наиболее близкую для себя политическую партию или фигуру, являясь полностью информированным об их политических программах. Важно отметить, что политическая реклама способна не только информировать, но и создавать определённый политический образ, вызывающий эмоциональные или рациональные ассоциации и чувства.

1)идеологическая;

Политическая реклама формирует определённую идеологию, то есть систему взглядов на действительность. С помощью создания идеологии реклама напрямую воздействует на сознание и поведение своей целевой аудитории, следуя своим целям: получить поддержку, изменить отношения внутри общества в соответствии со своей идеологией. Данная функция в основном ориентирует и убеждает общество, однако в некоторых ситуациях имеет место быть явная, жесткая пропаганда. Режим постоянного использования пропаганды в основном проводится в критические для государства времена, в экономические или политические кризисы, например. Встаёт проблема решения важных задач, для этого необходимо мобилизовать общество, объединить его общими идеями.

В системе права Российской Федерации пока что отсутствует определение понятия "политическая реклама". Но законодательство содержит подробную информацию о предвыборной агитации (одна из форм политической рекламы). Предвыборная агитация - это распространение информации во время избирательной кампании в государственные органы власти (например, в Государственную думу, в Законодательное собрание субъекта РФ, в муниципальные органы власти и т.д) о кандидатах и политических партиях с целью получить как можно больше голосов от электората в день выборов. Предвыборная агитация подразумевает оплачиваемую заинтересованной стороной деятельность, включающая распространение материалов и сообщений, призванных побудить граждан поддержать необходимого кандидата.

В настоящее время существуют следующие виды заказчиков политической рекламы:

  • 1)Кандидат - претендент на определенную выборную государственную должность либо в орган государственной власти государственного или муниципального уровня;
  • 2)Политическая партия - это общественное объединение, созданное для того, чтобы участвовать в политической жизни общества, а также для представления интересов граждан в государственных либо муниципальных органах;

)Общественное объединение - некоммерческое и добровольное формирование, созданное гражданами на основе общих интересов для достижения собственных целей;

)Избирательное объединение - политическая партия, имеющая право участвовать в выборах, т.е. она должна быть зарегистрирована в соответствии с законами государства и получить разрешение на участие;

)Инициативная группа по проведению референдума - группа участников референдума, деятельность которой регулируется Федеральным законом "О референдуме".

Таким образом, политическая реклама выполняет ряд важных коммуникационных задач: представляет информацию о конкретной политической силе, формирует необходимое представление о данной силе или образ кандидата, и, наконец, подталкивает целевую аудиторию сделать необходимый для заказчика выбор.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >