Политические коммуникации в СМИ. Политический PR

Политические коммуникации в СМИ

Средства массовой информации - неотъемлемая часть современной политической жизни. Неслучайно довольно часто СМИ называют "четвёртой ветвью власти", поскольку они создают необходимый диалог между властью и населением государства.

Долгое время для общественности главным источником информации о политической ситуации в стране и за рубежом были печатные издания - газеты и журналы. В 60-е годы двадцатого века начало своё широкое распространение телевидение.

Средства массовой информации - это организации, основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

СМИ зачастую играют роль "контролёра" власти. Халатность должностных лиц, коррупция, хищение - большинство из таких случаев будут обязательно донесены до читателя, зрителя, слушателя.

Средства массовой информации занимают центральное место в предвыборной агитации, ведь только они могут оказать на избирателя всестороннее воздействие. Правила использования СМИ в предвыборной агитации в Российской Федерации содержатся в Положении об информационных гарантиях и Законе о средствах массовой информации.

Приведу несколько положений из данного закона. Каждый гражданин РФ и каждое избирательное объединение имеет равный доступ к СМИ, им должно представляться эфирное время по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний. Кандидаты и избирательные объединения, являющиеся представителями различных политических течений, должны иметь равные возможности для изложения своих предвыборных программ в средствах массовой информации. Например, в печатных изданиях каждому кандидату должны предоставляться равные возможности для предвыборной агитации: равный объём газетного пространства, места на газетных полосах и т.д. Контроль за соблюдением этого порядка осуществляют избирательные комиссии.

Появление СМИ в политике не могло не привести к изменениям и последствиям, как положительным, так и отрицательным. Важное положительное изменение - у населения появилась возможность участвовать в политической жизни вне зависимости от местонахождения, тогда как раньше жители страны из очень отдалённых мест жительства не имели возможность черпать информацию о политической жизни государства.

Примером негативного последствия усиления влияния СМИ в политике может служить создание политических мифов, доведение до зрителя (слушателя, читателя) не соответствующей истине информации. При активном освещении во всех СМИ конкретного кандидата или партии с навязчивым восхвалением их, в таком случае можно говорить о массовом манипулировании общественным сознанием.

В политической сфере СМИ выполняют следующие функции:

) информационная функция - средства массовой информации должны освещать и давать профессиональную оценку политическим событиям, изменениям в законодательстве;

) контрольная функция - от СМИ ожидается, прежде всего, работа в интересах общественности. Зачастую именно из-за работы журналистов нарушения законов вызывали общественный резонанс и неминуемое правосудие органов правопорядка;

) функция формирования общественного мнения;

) образовательная функция - одна из задач СМИ является обучение населения грамотности в области политики;

) социальная функция - схожа с образовательной, связана с воспитанием норм и ценностей, а также адаптацией к социальной действительности;

) артикуляционная функция - позволяет человеку выразить своё мнение и найти единомышленников по политическим взглядам;

) функция побуждения - у СМИ есть возможность воздействовать на общественность, например, побудить участвовать в политических выборах;

) функция "продажи" - средства массовой информации могут "продать" своей аудитории программы и идеи политических движений или кандидатов;

На сегодняшний день, несмотря на темпы роста Интернета, в России самым популярным источником информации о политической жизни страны остаётся телевидение. Проводятся такие мероприятия, как прямые линии с Президентом РФ, политические дебаты и т.д. В них используется коммуникационная связь со зрителями - возможность телефонных звонков и СМС-голосований. Неудивительно, что выборы некоторые люди называют "телевыборами", поскольку именно на телевидении имеются самые большие возможности для влияния на аудиторию. Технические возможности телевизионных каналов позволяют создать полный образ кандидата, напрямую обращаться к потенциальным избирателям и вступать в дискуссии с конкурентами в прямом эфире.

Можно сделать вывод, что роль средств массовой информации в политических коммуникациях огромна. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет имеют реальные возможности непредвзято освещать происходящие события и политические процессы, комментировать их и призывать к чему-либо широкую аудиторию, формировать у общественности определенные политические идеалы и нормы.

Если вернуться к теме предвыборной агитации, то, однозначно, СМИ имеют большое влияние на результат народного голосования. Поскольку именно от них зависит, как будет представлен кандидат или политическое движение, с положительных сторон или наоборот.

Политика и СМИ имеют одну и ту же цель - привлечь внимание публики. Существуют несколько приёмов для достижения данной цели:

  • 1. Приоритетность и привлекательность. Наиболее большую аудиторию можно привлечь, если поднимать темы, которые являются самыми животрепещущими для неё.
  • 2. Использовать необычные факты. Удивительно, но большинству людей интереснее получать информацию о преступлениях или военных конфликтах, нежели о бытовых новостях своего населённого пункта и государства в целом.

.Новизна. Практически каждого человека привлечёт нечто новое и значительное.

.Чем авторитетнее источник - тем весомее информация.

Таким образом, возможности средств массовой информации в политической коммуникации огромны. Именно благодаря работе СМИ может изменяться идеология общества, могут быть поддержаны определённые политические силы и свергнуты другие.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >