Политическая сфера коммуникации и ее разновидности.

В зависимости от того, кто и для кого создает тексты, целесообразно различать следующие разновидности (уровни, подсферы), относящиеся к ядру политической коммуникации:

) Аппаратная (служебная, внутренняя, бюрократическая) политическая коммуникация, ориентированная на общение внутри государственных или общественных структур. Такая коммуникация предназначена только "для посвященных", формальным признаком соответствующих текстов нередко служат грифы "секретно", "для служебного пользования".

) Политическая коммуникация в публичной политической деятельности является формой осуществления профессиональной и общественной деятельности политических лидеров и активистов; в качестве адресата здесь выступают самые разнообразные слои населения. Наиболее яркие примеры такой деятельности - это предвыборная агитация, парламентские дебаты (особенно если депутат надеется, что его выступление станет известно избирателям), официальные выступления руководителей государства и его структур, рассчитанные на массовую аудиторию.

) Политическая коммуникация, осуществляемая журналистами, рассчитана на массовую аудиторию; примерами могут служить интервью, аналитическая статья в газете, написанная журналистом, политологом или политиком (часто при помощи специалиста по СМИ). Журналисты в рассматриваемом случае привлекают внимание аудитории к проблеме, предлагают пути ее решения, сообщают об отношении к ней политических организаций и их лидеров, помогают политикам в решении их задач. Политически неактивные граждане воспринимают политическую информацию преимущественно в том виде, как она предстает в СМИ.

) Политическая речевая деятельность "рядовых" граждан (не профессионалов в области политической коммуникации), которые участвуют в митингах, собраниях, демонстрациях. Такие коммуниканты обычно воспринимаются как своего рода представители "народа", избирателей, "трудящихся" или каких-то групп граждан, связанных профессией, возрастом, местом проживания и др.

Иногда в качестве особого уровня выделяют парламентскую и переговорную коммуникацию.

. Жанры политической речи. Различают политические жанры устной речи (выступление на митинге, доклад, беседа, дебаты, интервью и др.) и жанры письменной речи (программа, листовка, газетная статья, письмо политическому лидеру и др.). Для каждого жанра существуют строгие правила организации текста.

В зависимости от функции различаются ритуальные жанры (инаугурационное обращение, приветственное слово и др.), ориентационные жанры (доклады, указы, договоры, соглашения), агональные жанры (лозунг, листовка, выступление на митинге, речевка) и информативные жанры (газетная информация, обращения граждан к политикам или в СМИ).

По объему информации среди жанров политической речи различаются малые (лозунг, слоган, речевка), средние (выступление на митинге или в парламенте, листовка, газетная статья и др.) и крупные (партийная программа, политический доклад, книга политической публицистики и др.).

В зависимости от цели высказывания в политической коммуникации различают информативные, оценочные и императивные жанры. Ярким примером императивности могут служить лозунги, широко использовавшиеся в советском политическом языке. Хороший лозунг, как правило, отличается эстетической организацией формы, для чего используются метафоры, эллипсис, анафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм и другие средства выразительности. В истории политической коммуникации навеки останутся лучшие (с точки зрения мастерства их создателей) советские лозунги: "Мы - не рабы, рабы - не мы", "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!", "Пятилетку - в четыре года!", "Профсоюзы - крылья советов!", "Партия - наш рулевой", "Экономика должна быть экономной".

Современные специалисты по организации политических кампаний используют не традиционные обозначения "лозунг" и "призыв", а пришедшее из английского языка слово "слоган". Хороший слоган легко и прочно запоминается. Ярке примеры : " Лейборизм не работает" (Великобритания, консерваторы); "Социализм слишком дорог" (Австрия, правые); "Сердце всегда будет биться слева" (левые, Франция); "Голосуй или проиграешь! Выбирай сердцем!" (Б. Ельцин); "Ваша судьба - в ваших руках" (Г. Зюганов); "Наш дом Россия: Не допустим революций" (В. Черномырдин); "Не за награды… Могу, значит должен" (А. Лебедь).

А вот невербальная коммуникация - это общение, обмен информацией без помощи слов, а именно жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.

Таким образом, знакомясь с политической коммуникацией становится ясно, что роль коммуникации в политической жизни общества сопоставима со значением кровообращения для организма человека (Ж.-М.Коттрэ, 1973). С таким же успехом, ее можно назвать "источником жизненной силы" или "материнским молоком" политики, потому что политическая коммуникация является необходимой субстанцией, которая связывает воедино разные части общества и позволяет им функционировать в качестве единого целого. Политические сообщения, циркулирующие в обществе, порождают представления, которые определяют сущностную и качественную стороны политической жизни.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >