Сущность коммуникативных процессов в политической сфере

Понятие, структура, средства и модели политической коммуникации

В основе политики, как и любой другой сферы, содержится коммуникативное начало. Субъекты политики активно общаются по вопросам осуществления политической власти. Сущность политики - это отношения подчинения. Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, циркулирующей между частями политической системы - политической и общественной. Также политическая коммуникация - это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами.

Впервые о политической коммуникации в привычном для нас значении было упомянуто в трудах Норберта Винера, американского математика, философа и кибернетика. Но с тех пор толкование этого термина видоизменялось. Наиболее полное определение дал выдающийся французский социолог P.-Ж. Шварценберг, описывающий политическую коммуникацию как "процесс передачи политической информации, в рамках которого происходит циркуляция информации между различными элементами политической системы, а также между непосредственно политической и социальной системами. Непрерывно идет процесс информационного обмена индивидов и групп на всех уровнях". Определение политической коммуникации также давали такие учёные, как Р. Дентон и Г. Вудворк, Л.Пай, Д.Грабер и т.д.

Я бы хотела подробнее остановиться на трудах российских учёных по данной теме. Н.В. Анохина и О.А. Маканова говорят о политической коммуникации как о способе развертывания логической последовательности политических событий. М.Ю. Гончаров одним из первых сформулировал определение политической коммуникации, как термина, который "должен описывать циркуляцию информации в сфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающие воздействие на отношения между классами, нациями и государствами".

Пространство политической коммуникации, или "информационное политическое пространство" А.И. Соловьев определяет как "совокупность исходящих акторов разнообразных потоков сообщений в сфере публичной власти и области принятия государственных решений".

Политическая коммуникация состоит из обязательных компонентов:

субъект, осуществляющий активную политическую деятельность для достижения необходимых ему целей;

адресат коммуникации, функции которого - получение сообщения, его обработка и ответный посыл;

каналы коммуникации;

контент сообщения;

пространство (индивидуальное, сетевое и т.д.).

В системе политической коммуникации выделяют три уровня информационных потоков. Первый уровень - органы власти и управления. Второй уровень - информационная среда в деятельности общественных объединений: партий, профессиональных союзов и движений. Третий уровень направлен на общественное мнение и сознание.

Можно выделить функции, которые выполняет политическая коммуникация в политической системе:

информационная (распространение необходимых знаний);

регулятивная (выработка механизма взаимодействия между элементами политической системы);

функция политической социализации (становление необходимых норм политической деятельности и поведения);

манипулятивная (способствует формированию общественного мнения).

Политическая коммуникация состоит из содержательного (идеального) элемента и формального (материального). Как и в любой коммуникации, предполагается наличие коммуникатора, сообщения, канала или средства передачи и непосредственно получателя. Средствами политической коммуникации являются институты и организации, функционирующие в рамках её социальной и политической систем.

Принято различать два вида политической коммуникации: горизонтальный и вертикальный. При горизонтальном уровне коммуникация осуществляется между относительно равными участниками, при вертикальном - коммуникация происходит между оппонентами, представляющими разные уровни в иерархии политической системы.

По Р.Ж. Шварценбергу, существует четыре способа политической коммуникации, каждый из которых основан на использовании различных средств: коммуникации через печатные средства (книги, пресса и т.д), электронные (радио, ТВ и т.д.); коммуникация через организации (например, политические партии), коммуникация через неформальные каналы (используются личные связи).

В результате развития знания о политической коммуникации, на сегодняшний день мы можем утверждать, что основное внимание уделяется анализу отношений между управляющими и управляемыми. Французский ученый Ж.М. Коттрэ предложил данную парадигму (модель):

отношения идентичности: управляющие идентичны управляемым;

отношения включения: все управляющие являются членами политического общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга;

в условиях расширения политического общества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения.

В некоторых моделях политической коммуникации в центре внимания оказывается элита, осуществляющая власть не напрямую, а с помощью обширного бюрократического аппарата и средств массовой коммуникации. Например, в модели К. Сайне между тремя составными элементами политической системы, элитой, бюрократией и массами, существует постоянный обмен информацией, причём данная информация исходит "сверху", от элиты.

В демократическом государстве и обществе наибольшее значение имеет горизонтальный уровень обмена политической информацией. Коммуникационный поток, исходящий от государства, должен отвечать потребностям гражданского общества. При соблюдении данного правила решения государственной власти будут поддержаны общественностью.

В последнее время в сфере коммуникаций одну из ведущих ролей играют электронные средства связи. Каждый интересующийся человек может беспрепятственно получать и отправлять информацию, как личную, так и общественную. Персональные компьютеры, мобильные устройства с доступом в Интернет предоставляют возможность получить доступ к желаемой информации с различных ресурсов. Электронные средства связи налаживают межличностные отношения, становится возможным взаимодействие людей с разных концов планеты.

Существуют модели альтернативных видов движения информации, которые позволяют преодолеть контроль отправителя над получателем. Например, в основе модели вещания лежит распространение информации из центра большому количеству абонентов. Данную ситуацию можно очень часто встретить, предположим, во время научной конференции или телепередачи, когда от одного или нескольких людей исходит информация, которая охватывает большую аудиторию. Характерно для этой модели то, что, во-первых, существует мало возможностей для обратной связи, особенно в СМИ, во-вторых, место и время коммуникации выбирает отправитель, а не получатели.

Ещё одна распространённая модель коммуникации - диалоговая модель. Участники коммуникации общаются между собой, без участия центра или каких-либо посредников. Всё выбирается самостоятельно: условия, время, место, обсуждаемые темы. Данная модель используется в большом количестве самых разнообразных ситуаций - личное общение, переписка, телефонные разговоры, общение на интернет-ресурсах и т.д. Характерная черта, присущая диалоговой модели коммуникации - это "горизонтальное равенство", отсутствие отношений подчинения, которые свойственны предыдущей рассмотренной мною модели.

Регистрационная модель - это получение информации центром от источника, находящегося на периферии. Иногда это получение информации совершенно не согласовано с источником, например, при использовании современных технических средств может производиться запись телефонных разговоров или даже "взлом" базы данных. Характерная особенность регистрационной модели - центр имеет намного большие возможности контроля над потоком коммуникации, чем периферия.

Консультационная модель - противоположность регистрационной. В данном случае периферия получает необходимую информацию из центра, из его хранилищ. Место, тема и время коммуникации определяется пользователем из периферии, а не центром.

Таким образом, в глобальном пространстве наметились тенденции к выбору более демократических коммуникационных моделей, постепенный переход от модели вещания к диалогу. Настоящий диалог предполагает равноправный обмен достоверной, полной, правдивой информацией. Ценность в обществе нашего времени приобрели свобода на выражение мнения, свобода в получении любой информации, если она не противоречит законности и принципу гуманизма.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >