Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Журналистика arrow
Результативность и способы ее достижения

Эффективность и действенность

Журналисту при написании материала в основном приходится ориентироваться на двух «потребителей» информации: на массовую аудиторию и на социальные институты. Уровень воздействия на массовую аудиторию (когда выполняются идеологические, культурные и т.п. функции журналистики) называется эффективностью, а уровень воздействия на социальные институты при принятии каких-либо важных решений (результативность выполнения непосредственно-организаторских функций журналистики) определяется как «действенность». Необходимо упомянуть, что высокая эффективность повышает доверие читателей (слушателей, зрителей) к СМИ, в то время как действенность повышает его авторитет.

Эффективность

Существуют три пути поведения журналиста по отношению к аудитории: «лобовой» (журналист пишет о том, о чем интересно писать ему), «хвостистский» (журналист стремится развлечь аудиторию) и «реалистический» (соединение двух первых). Самый рациональный из этих путей – последний.

Эффективность может быть достигнута только в том случае, если журналисту удается увлечь аудиторию, заинтересовать ее даже неактуальными проблемами и вызвать какой-либо отклик со стороны читателей. Здесь, как уже было упомянуто, важно учитывать словарное богатство (тезаурус) потребителей, чтобы не оттолкнуть людей непонятными словами. В печатных СМИ следует избегать частого употребления цифр (процентов и частей), длинных предложений с большим количеством разнообразных знаков препинания (первое предложение должно быть не больше семи слов), сложных композиционных построений и редких средств языка. Также раздражает аудиторию излишнее акцентирование чего-либо (это зачастую воспринимается как давление), постоянное повторение одной и той же мысли, слишком большой объем информации, аббревиатуры (особенно в печати) и т.п.

Привлечь же читателей может оригинальный заголовок (в котором необходимо упоминание ключевых для статьи слов), интервью с известными людьми, описание ярких моментов и деталей, ситуативность (статья дополняется конкретными общеизвестными примерами), конфликтность повествования, диалоги с аудиторией (на радио и телевидении – интерактивные передачи), эмоциональность.

Однако для журналистов недопустимо играть на дурных склонностях людей, привлекая читателей за счет использования в материале обсценной лексики и юмора «ниже пояса». Также нельзя привлекать аудиторию ложными обещаниями и неправдивой информацией, ведь обман раскроется, и СМИ потеряет авторитет и доверие, а популярность издания или программы также является одним из необходимых факторов достижения эффективности.

Кроме того, необходимо помнить, что усвоение информации станет легче для аудитории, если корреспондент поведет читателя от интересных фактов и ярких примеров к важным выводам. (В телевизионных программах уместны анонсы в начале и в конце передачи.)

Разумеется, журналист должен писать статью только на ту тему, в которой он компетентен, чтобы доходчиво объяснить аудитории тот или иной факт.

Действенность

Очень часто в статьях, которые посвящены актуальным вопросам и важным проблемам, журналист дает дельные советы, которые вполне пригодны для практической реализации. Если эти ценные предложения окажутся бесполезными для социальной практики, будет очень обидно как журналисту, так и читателям. Использование этих предложений – это продолжение обращения корреспондента к массовой аудитории (в частности, среди массовой аудитории может оказаться кто-либо, кто поможет воплотить идеи в жизнь).

Несмотря на то, что очень сложным часто становится налаживание контактов с социальными институтами; несмотря на нежелание официальных лиц сотрудничать с журналистами и пренебрежение к представителям «четвертой власти»; несмотря на отсутствие юридической базы, которая подкрепляла бы отношения «журналист – социальные институты», журналисты не могут игнорировать возможности изменения жизни общества в лучшую сторону (и отражения удачных и неудачных организационных попыток в других материалах СМИ, что повышает популярность СМИ).

Показатели результативности

Самый главный показатель эффективности журналистских выступлений – принятие уполномоченными структурами решений, изменяющих жизненную ситуацию. Показателями заинтересованности слушателей, зрителей или читателей в материалах СМИ являются ответы на заданные в статьях вопросы организаций и граждан, письма-отклики, звонки в редакцию. Также после повышения результативности повышается поддержка СМИ органами власти, общественными объединениями, политическими организациями и т.п. Издание приобретает большую популярность, что позволяет еще больше увеличить эффективность.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Результативность и способы ее достижения