Социально- политическое и экономической положение в России на рубеже. Идеология реформирования веков.

К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен контрреформистским курсом консерваторов после трагической гибели

Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.

На рубеже XIX- XX веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Вопрос лишь в том, как? Известно, что диспропорция между политической надстройкой и базисом (социально- экономическими отношениями) неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному противоречию, которое может послужить причиной революции. Добавим, к слову, что по целому ряду причин, перечислять которые нет необходимости, особенностью именно российской крупной буржуазии была готовность пойти на какой- либо компромисс с абсолютизмом и, следовательно, соответствующей ему феодальной социально- экономической базой. Не смотря на это, быть может по чисто субъективным соображениям царя, абсолютизм не желал идти навстречу. И в XVIII, и в XIX, и в XX веке власти шли на какие- либо преобразования в обществе и государстве из соображений сохранения династии, укрепления своих позиций.

К сожалению, верхи не редко не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали нерешенность аграрного и других насущных вопросов тогдашней России. История же, по мнению

Н. Эйдельмана, предлагает три пути*:

  • 1. Продолжение революции снизу, что представляется весьма реальным;
  • 2. Контрреволюция сверху; в какой- то степени она осуществляется: переворот

3 июня 1907 г. -разгон II Государственной Думы - довольно отчетливый

пример... Однако большего правители себе позволить не могли. Кроме нового,

"бесстыжего" избирательного закона, увеличившего представительство в Думе

крупных землевладельцев и буржуазных элементов, никаких крупных

контрреволюционных мер не последовало.

При угрозе новых революционных волнений снизу и более чем скромных успехах контрреволюции сверху делается попытка пойти по третьему пути - еще одной революции сверху. Понятно, что речь идет о Столыпине и его реформах, которые Ленин определил как второй шаг России по пути к буржуазной монархии. С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в общественной и государственной жизни надо начинать с изменения политического строя: создать качественно новую государственную машину, а уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе!

Интересно отметить, что П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в государстве, не суть главное и тем более не есть условие реформ экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие: программа реформ была рассчитана на буржуазно- демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно- демократические(например, в вопросах, касающихся земских органов власти), но Столыпин искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной для качественно нового уровня капиталистических отношений политической системы. Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но и верил в личность императора- политика, скажем, недалекого. О последствиях этого мы поговорим позже, когда будем рассматривать итоги реформ, но этот факт едва ли не

* Н. Эйдельман. "Революция сверху" в России., стр. 162

основной в идеологии столыпинского реформаторского курса по интересующим нас аспектам ее содержания.

Реформатор считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (напр. политической или личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится тисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы.*

Скажем, к слову, что этот спор актуален и сегодня, спустя почти век. Теснейшая связь экономики и политики не дает достичь положительных результатов реформирования одной общественной сферы без изменения другой. По мнению Г. Попова современные реформы тоже начинались "с курса на новое государство. А теперь мы видим, как на его лице растет хорошо нам знакомая щетина авторитарного бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть и не может, пока он всевластен, и если нет в стране, говоря словами Столыпина, самостоятельных собственников."* *

6 марта 1907 года, П. А. Столыпин выступил перед II Государственной Думой с изложением правительственной программы реформ. Список открывал знаменитый указ 9 ноября, а также другие аграрные мероприятия. Несколько законопроектов касались свободы совести(переход из одного вероисповедания в другое, закон о старообрядческих общинах и др. ). Были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства, рабочим- профессионального союза и государственного страхования, стране в целом - реформа образования. Большое значение в программе придавалось возрождению боевой мощи армии и флота, утраченной в русско- японскую войну.

10 мая Столыпин выступил с изложением правительственной концепции решения аграрного вопроса. Это была его итоговая коронная речь во II Государственной Думе. Указ 9 ноября трактовался как выбор между крестьянином- бездельником и крестьянином- хозяином в пользу последнего.

Всегда были и будут тунеядцы, решительно заявил премьер. Но не на них

  • * Речь Столыпина., произнесенная в ГД 16 ноября 1907г.// М. Бок, П. А. Столыпин, стр. 232
  • ** Г. Попов. О столыпинской реформе// Наука и жизнь, стр. 44

должно ориентироваться государство: только "право способного, право даровитого создало право собственности на Западе". Способный, трудолюбивый крестьянин- "соль земли русской", и поэтому его надо поскорее освободить "от тисков" общины, передав ему землю в неотъемлемую собственность.*

Чтобы подчеркнуть генеральное значение избранного курса, Столыпин закончил свое выступление фразой, которая, как показало время, оказалось лучшей в его ораторском арсенале и наиболее политически эффектной. Она заканчивалась так: "им [противникам государственности, радикалам- В. К.] нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".

24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа, состоящая из двух частей- репрессивной и реформистской. В соответствии с первой в местностях, объявленых на военном положении и положении чрезвычайной охраны, вводились военно- полевые("скорорешительные") суды, а в центре реформистской части был вышеупомянутый указ 9 ноября 1906 года о выходе из общины с сопутствующими ему законами. Именно с этими составляющими, по свидетельству А. Я. Авреха,- столыпинской аграрной политикой и "столыпинскими галстуками"- у современников в первую очередь и ассоциировался новый глава правительства.

Его декларация перед III Государственной Думой, мало чем отличавшаяся от предыдущей, объявляла первой и основной задачей правительства не "реформы", а борьбу с революцией, противопоставляя этому явлению только силу.

Второй центральной задачей правительства Столыпин объявлял проведение аграрного закона 9 ноября, являющегося "коренной мыслью правительства, руководящей его идеей... не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками- бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы""**

Из реформ были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и т. д. Далее Столыпин провозгласил полную поддержку

господствующей православной церкви, политику национализма и обещал

  • * А. Я. Аврех. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России, стр. 23
  • ** Там же, стр. 37

проявить "особые заботы" по поднятию на высоту вооруженных сил.

Подводя итог сказанному, заметим, что лейтмотивом столыпинских преобразований общественной и государственной жизни можно выбрать фразу "сначала успокоение, затем реформы".

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >