Месягутовский учительский институт (1949 – 1956 гг.)

Учительские институты, впервые появившиеся в России в 1870-х годах и просуществовавшие до середины XX века представляли собой уникальное явление в системе образовательных учреждений нашей страны. Возникновение учительских институтов в России стало возможным в результате прогрессивных реформ, проводившихся во II половине XIX века. Реформы ускорили продвижение России по пути буржуазной, европейской цивилизации. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях. Решение этих стратегических задач невозможно было без квалифицированных учителей. Однако в это время в России еще не было отлаженной системы педагогического образования. Обычно роль учителей выполняли лица, окончившие университеты. Поэтому остро встал вопрос об открытии специальных педагогических учебных заведений.

Официальное решение об открытии учительских институтов было принято 31 мая 1872 года. Они должны были готовить учителей для городских и уездных училищ, численность которых стремительно росла. Первоначально было решено учредить семь учительских институтов в разных учебных округах. Однако трехгодичные учительские институты не имели статуса высшего учебного заведения и не давали права поступления в университеты и другие высшие школы.

Территория Южного Урала до 1875 года относилась к Казанскому учебному округу, а после образования нового учебного округа с центром в Оренбурге Уфимская и Оренбургская перешли в ведение Оренбургского учебного округа. За период с 1875 по 1915 гг. количество образовательных учреждений в Оренбургском учебном округе увеличилось с 835 до 5347. Среди них преимущественное место занимали государственные учебные заведения, однако попечители Оренбургского учебного округа имели право на открытие частных учебных заведений, привлекая для этого меценатов и благотворителей. Под непосредственным контролем попечителя в Оренбургском учебном округе открывались учебные заведения для обучения местного нерусского населения. В 1878 г. в округе было открыто 13 инородческих училищ. В условиях роста численности учебных заведений на территории Оренбургского учебного округа возникла настоятельная потребность в учреждении учебных заведений для подготовки учителей. 28 декабря 1876 года было подписано Высочайше утвержденное решение об открытии Оренбургского учительского института, официальное открытие которого состоялось 30 августа 1878 года.

Оренбургский учительский институт ежегодно выпускал в среднем около 20 человек квалифицированных учителей. Его деятельность считалась успешной. Однако, начиная с 1892 г. обострилась проблема с трудоустройством выпускников. 1 июля 1894 г. было принято решение о преобразовании учительского института в реальное училище. Это было ошибочным решением, так как к 1901 г. в Оренбургской губернии насчитывалось 576 начальных, 562 – церковно-приходских, 596 – казачьих школ. Всюду ощущался недостаток учительских кадров.

Дальнейшее развитие системы образования в крае, увеличение количества школ, как начальных, так и средних, требовало подготовки квалифицированных педагогических кадров. Общедемократическая атмосфера в стране начала XX в. позволила поставить вопрос об открытии в одном из городов Оренбургского учебного округа педагогического учебного заведения. Разрешение было дано лишь на открытие с 1 июля 1909 года в г. Уфе учительского института для подготовки учителей для средних учебных заведений. В 1912 г. в России был всего 21 учительский институт, один из них в Оренбургском учебном округе, в г. Уфе. Организация, содержание образования, формы и методы деятельности Уфимского учительского института во многом были построены так же, как и в других подобных учебных заведениях России. Тем не менее, та система, по которой работали Оренбургский, а затем Уфимский учительские институты, позволила осуществлять подготовку высококвалифицированных преподавателей, которые могли преподавать все предметы городского, с 1912 г. - высшего начального училища. Дореволюционными Оренбургским и Уфимским учительскими институтами всего было подготовлено свыше 350 преподавателей. Открытие Оренбургского и Уфимского учительских институтов, как и вся их последующая деятельность, были значительным событием в развитии не только педагогического образования, но и в целом культурной жизни Южного Урала.

С установлением советской власти начинается новый этап в развитии отечественной системы образования. Приоритетным направлением политики молодого советского государства была подготовка кадров из представителей широких социальных слоев, преимущественно из среды рабочих и крестьян. Осуществление культурной революции и ликвидация неграмотности среди населения, массовое распространение школ II ступени невозможна была без подготовки нового учителя.

Осуществив всеобщее начальное обучение, с 1932 – 1933 учебного года страна начала переход к всеобщему семилетнему обучению. Для обеспечения школ необходимыми педагогическими кадрами было решено срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, специальных педагогических курсов, а также использовать другие формы подготовки учителей. С этой целью руководство Наркомпроса вновь обратилось к опыту деятельности дореволюционных учительских институтов. Годы поисков и экспериментов в первые годы советской власти убедили, что самым оптимальным является использование положительного опыта, которое было накоплено в отечественной системе образования и поэтому наметился поворот к традициям дореволюционной школы. С начала 1930-х годов в стране вновь разворачивается сеть учительских институтов.

Башкирская АССР – одна из первых национально-территориальных образований в составе РСФСР, постепенно становилась многоотраслевым экономическим и культурным центром. Для социально-экономического и культурного развития республики были нужны кадры высшей квалификации. С 1932 по 1956 год в БАССР функционировало пять учительских институтов, которые в своем становлении прошли несколько этапов: I этап: 1934 – 1940 гг. -возникновение и организация учительских институтов; II этап: 1940 – 1945 гг. -становление и развитие учительских институтов в годы Великой Отечественной войны; III этап: 1946 - 1956 гг. успешное функционирование и преобразование их в педагогические институты.

История становления и развития учительских институтов Оренбургского учебного округа и учительских институтов Башкирской АССР свидетельствует о наличии преемственной связи между дореволюционными и советскими учительскими институтами. На примере учительских институтов Башкирской АССР можно проследить не только заимствование опыта дореволюционных учительских институтов, но и эволюцию учительских институтов, создание новых типов данных учебных заведений. По предложенной нами типологизации в Башкирской АССР существовали все типы учительских институтов: а) самостоятельные учительские институты (Бирский, Стерлитамакский, Месягутовский учительские институты); б) учительские институты при педагогических институтах (Уфимский учительский институт при БГПИ им. К. А.Тимирязева); в) учительские институты иностранных языков (Уфимский (Белебеевский) учительский институт иностранных языков).

Хотя мы не выделили Месягутовский учительский институт в отдельный тип и отнесли к числу самостоятельных учебных заведений, следует отметить одну его особенность: как сельский учительский институт он был единственным в СССР.

Учительские институты, созданные при Советской власти в Башкирии и функционировавшие в 1934 – 1956 годах, внесли большой вклад в реализацию закона об обязательном семилетнем образовании и в основном обеспечивали школы учительскими кадрами не только для 1 – 4 классов, но и для 5 – 7 классов. Если в 1946 году в начальных классах работало 49% учителей с соответствующим образованием, то к началу 1951/52 учебного года этот показатель увеличился до 94%. Одновременно были достигнуты значительные успехи в подготовке педагогических кадров с высшим образованием. Если в 1946 г. в 8-10 классах с высшим образованием работало 37 %, то в 1952 г. – 76 %. Улучшился кадровый состав директоров средних школ: в 1952 году 85 % директоров средних школ имели высшее образование, против 50% в 1946 году.

В целом, учительские институты внесли весомый вклад в подготовку педагогических кадров не только для школ республики, но и других областей Южного Урала. Они выполнили свою историческую миссию в ускоренной подготовке учителей для семилетних школ, создали кадры национальной интеллигенции. Учительские институты представляли собой первую ступень многоуровневого педагогического образования, которая сложилась на раннем этапе становления советского государства. Они явились полигоном или своего рода экспериментальной площадкой для создания советской системы высшего профессионального педагогического образования. На базе большинства из них впоследствии были созданы педагогические институты и университеты.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ