Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономические arrow Антикризисный менеджмент arrow
Услуги как объект гражданских прав

Введение

Актуальность темы. Услуга – это термин, который широко применяется как в экономике, так и в праве, для обозначения действий или деятельности субъектов, направленной на получение материальных благ или иной выгоды. В целом услуга как категорийное понятие часто используется в перечне с такими терминами как «работа» и «товары», представляя собой знаменитую триаду: «товары, работы и услуги», которая условно делит имущественный оборот на обозначенные виды.

Долгое время термин «услуги» как объекты гражданских прав были прямо поименованы в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)[1]. Однако с 1 октября 2013 г. федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ[2] в ст. 128 ГК РФ были внесены изменения, после которых в перечне объектов гражданских прав были указаны не работы и услуги, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством, а результаты работы и оказание услуги.

Внесение изменений в ГК РФ было вызвано объективной критикой специалистов в отношении перечня объектов гражданских прав. Например, при логичном рассуждении работы являются действиями, которые направлены на достижение определенного материального результата, который проявляется в виде создания новой вещи, либо ее переработке. Примерами результатов работы человека и юридических лиц могут быть строительство объектов, домов, дач, дорог. Результаты работы наступают и в производстве ремонта объектов и материальных предметов, либо в качественном изменении их внешнего вида и т.п. Именно по этой причине справедливо говорить о результатах работы, а не о самой работе, поскольку результаты работы являются своего рода товаром, т.е. объектом гражданских прав.

Уточненная законодателем формулировка в ГК РФ услуг, т.е. их замена на термин «оказание услуг», способствует также более полному отражению гражданско-правовой сущности услуг как объекта гражданских прав, поскольку не сами услуги, а их оказание подчеркивает их обязательственный характер, направленный на осуществление определенных действий.

Традиционно в гражданском законодательстве работы и услуги упоминались вместе в качестве объектов гражданских прав, поскольку их объединяют отдельные общие черты. В частности, работы и услуги относятся к объектам обязательственных отношений, которые оказывают непосредственное влияние на развитие имущественных отношений в динамике. Общим между ними является и то, что оказание услуг наряду с результатами работ рассматривается в качестве продукта деятельности, предназначенного для обмена.

Гражданское право выделяет различные виды услуг. Очень часто они реализуются через заключение возмездных договоров оказания услуг, например, таких как: бытовые услуги, услуги связи, банковские услуги, медицинские услуги, образовательные услуги и т.п.

Актуальность темы определяется важностью исследования услуг, как объекта гражданских прав, поскольку с развитием гражданского оборота, услуги стали занимать важное место в его формировании и развитии. Анализ правовой литературы по теме исследования показал, что она недостаточно разработана в гражданско-правовой науке. Во всяком случае, по данным библиотечного фонда, в России имеют место лишь единичные авторские публикации в виде статей, в которых вопросы услуг как объекта гражданских прав изложены фрагментарно. Исключение составляют монографии Л.В. Санниковой[3] и Д.И. Степанова[4], содержание которых фактически устарело, поскольку они были изданы 10 лет назад. Такое положение осложнило исследование, но повысило его актуальность, т.к. дало возможность автору исследования самому формулировать многие положения.

Цель исследования состоит в осуществлении анализа правовых норм, содержащихся в гражданском законодательстве России, регулирующих услуги как объекта гражданских прав.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • 1) рассмотреть историю правового регулирования отношений по оказанию услуг в России;
  • 2) исследовать состав и структуру российского гражданского законодательства об услугах;
  • 3) изучить услуги как объект гражданско-правового регулирования;
  • 4) охарактеризовать соотношение понятий «услуги» и «обслуживание»;
  • 5) рассмотреть понятие услуг как объекта гражданских прав;
  • 6) выявить проблемы правового режима услуг.

Теоретическая и нормативная база работы. Теоретическую основу исследования составили труды российских авторов, таких как: О.Н. Бобровская, М.И. Брагинский, Ю.М. Куракин, Д.Г. Попова, Л.В. Санникова, Д.И. Степанов, Е.А. Суханов и др.

Нормативную основу исследования составили: положения Конституции Российской Федерации, ГПК РФ, иных нормативных правовых актов.

Структура выпускной квалифицированной работы определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами. Работа состоит из трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения и библиографического списка использованных нормативных правовых актов и научных источников.

  • [1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301.
  • [2] О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 27. – ст. 3434.
  • [3] Санникова, Л.В. Услуги в гражданском праве России/Л.В. Санникова.– М.: Волтерс Клувер.– 2006. – 160 с.
  • [4] Степанов, Д.И. Услуги как объект гражданских прав / Д.И. Степанов. – М.: Статут. – 2005. – 349 с.
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Услуги как объект гражданских прав