Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Социология arrow
Функции социального обеспечения

Теоретические основы социального обеспечения

История выделения функций социального обеспечения в Российской Федерации

Необходимость в социальном обеспечении возникла одновременно с появлением человеческого общества. Еще со времен Киевской Руси князь Владимир своим собственным примером благодеяния, покровительствовал над убогими, сиротами, престарелыми. В любом обществе независимо от его политического или экономического устройства есть люди, который в силу некоторых обстоятельств, не имеют возможности собственными силами приобрести источник средств для существования. К ряду таки людей в первую очередь входят - дети и старики, так как и те и другие имею статус нетрудоспособные. Кроме того, список нетрудоспособных может пополнить каждый, потерявший способность трудится временно или постоянно в связи с ухудшением здоровья.

Как было уже выше сказано история формирования социального обеспечения, как отдельной отрасли права берет свое начало еще в X веке. Но значимый момент становления социального помощи были зафиксированы 1682 г., согласно указу Царя Федора Алексеевича в Москве было построено два госпиталя: в Знаменском монастыре и на Гранатном дворе у Никитских ворот. Благодаря строительству этих заведений нищенствующие и убоги, не способные работать, должны были свой хлеб наживать работой или ремеслом на общественную пользу.

В дальнейшем Петр I по-своему пытался "выжечь каленым железом" нищенство из Руси: на первом месте стоял запрет подачи милостыни просящим подаяние. Петр I считал нищенство одной из причин роста тунеядства и паразитизма в стране и потому основательно боролся с ними.1

В Указе от 30 ноября 1691 г. "О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их" сказано, что "известно им Великим Государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы". Таких людей согласно Указу ловили и допрашивали. А в случае дачи ложных показаний: посадские люди отсылались по месту их жительства, дворцовые крестьяне - в дворцовые волости и т.д. При вторичной поимке "за притворное лукавство" этим людям полагалось жестокое наказание - битье кнутом и батогами, а т. ж ссылка "в дальние Сибирские города". Кроме того здоровые мужчины определялись для работы в "смирительные" дома, а женщины в прядильни. А так же в исторических записях был найдет интересный факт: нещелюбы за подачу милостыни штрафовали от 5 до 10 рублей. Эти и другие меры Петра I в области призрения носили в основном характер "вразумляющего принуждения", но была и позитивная программа в социальной сфере, которая претворялась в жизнь. В первой четверти XVIII в. значительно расширилось так называемое закрытое призрение (т.е. содержание в различных учреждениях и заведениях благотворительного толка) новых для России категорий населения: незаконнорожденных, или "зазорных", младенцев, "неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат", инвалидов из матросов и солдат, душевнобольных и "дураков" (безумных от рождения) и др. Так же при Петре I были впервые введены пенсии, кормовые деньги, в т. ч обеспечение землей и промыслами - так называемое "открытое призрение".

Таким образом, Петру Великому удалось в известной мере создать систему общественного призрения, предпринятые им меры представляли собой уже последовательную целостную систему. Однако даже после петровских реформ не была создана единая, действенной государственной системы социального обеспечения.

В середине XIX века начался новый этап в развитии русского благотворения.

Данный этап характеризуется не только новыми принципами социальной работы, но и бурным ростом числа самых разных благотворительных обществ и заведений, а так же филантропическими акциями. Главным новвоведением стала децентрализация социального призрения и обеспечения, адресность помощи, стремление к предотвращению обеднения людей.

Одной из интересных форм общественного призрения в конце XIX века являлись дома трудолюбия, где люди, нуждающиеся в заработке, были включены в специальные артели - которые нанимались для так называемых черных работ (очистка улиц, портовые работы, набивка ледников и т. д). Был создан особый комитет для сбора пожертвований для постройки дома трудолюбия. Первый дом трудолюбия был построен в сравнительно короткие сроки, и в 1896 году смог дать работу белее 21 тыс. человек. Подобные дома строились по всей территории России на средства собранные благотворительными обществами. Основной целью данных домов - предоставление людям временной работы и обучение профессии, а так же нравственное перевоспитание.

Первая мировая война, начавшаяся в июле 1941, и непосредственное участие в ней России изменила обстановку, в которой функционировали участковые попечительства о бедных. Все тягости оказания социальной помощи легли на плечи Советов попечительства, на которые в первую очередь возлагалась основная задача - проверка материального положения семей, членов семьи которых забрали в армию. Согласно с решение правительства семьи, отдавшие единственного кормильца, имели право получать пособие в размере 6 руб.90 коп. В зависимости от численности семьи могли получать до 5 пособий или пайков на указанную сумму. В ряд забот городских попечительств входило так же облегчение продовольственного положения смей военнослужащих, осенью 1915г. расширилась сеть дешевых и бесплатных столовых с 18 до 33 шт. В тяжелые военные годы попечительский совет, начал активно заниматься трудоустройством нуждающихся, в этих целях все 20 советов организовали специальные бюро, комиссии по трудовой помощи.

В военные годы резко обострилась проблема презрение детей-сирот, необходимость помощи детям матерей-солдаток. К августу 1915 года в Санкт-Петербурге было открыто 42 приюта из них: 22 для постоянно живущих детей, 10 дневных и 10 приютов - яслей. В целом по всей стране действовало около 110 различных детских учреждений.

Переход презрения в руки городских органов самоуправления привело к заметному повышению роли общественности в организации социального обеспечения, к заметному росту масштабов и возникновению новых форм обеспечения, итого - увеличение количества обеспечиваемых.

В докапиталистический период в России основными формами материального обеспечения нетрудоспособных, престарелых лиц выступали:

Попечительство и опека;

Гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений;

Государственное призрение для беднейшего населения.

В момент развития капитализма сложились следующие виды социального обеспечения:

Пособие по беременности и родам;

Пенсия по инвалидности (трудовые увечья);

По временной нетрудоспособности;

Пенсии по потери кормильца.

Для военнослужащих предусматривались пенсии в случае выхода в отставку. Заложено начало развития медицинской помощи и лечение.

ноября 1917 года был создан декрет "О социальном страховании".

В данный декрет вошли следующие положения:

"Положение о страховании на случай безработицы",

"Положение о страховании на случай болезни",

"Положение о страховом совете",

"Положение о страховом присутствии", которые предусматривали помимо основного перечня пособий (болезнь, роды, смерть работника), предоставляли следующие виды помощи: первая медицинская помощь, амбулаторное лечение, надомное лечение и т.д.

По окончанию Первой мировой, Гражданской войны - в момент перехода от социального обеспечения периода поенного коммунизма к социальному страхованию - становится Декрет СНКРСФСР от 15.11.1921 г. "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом". В годы восстановительного периода, с новой социально-защитной политикой был принят ряд нормативных актов:

Декрет СНК РСФСР от 08.12.1921 "О социальном обеспечении инвалидов" предоставлял право на получение пенсии по инвалидности всем рабочим и служащим, а также военнослужащим в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости;

Декрет СПК РСФСР от 09.12.1921 "О социальном обеспечении членов семейств трудящихся в случае смерти кормильца семьи" гарантировал пенсионное обеспечение членов семей в случае смерти кормильца;

Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 "О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве";

Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 "Об обеспечении семей лиц, призванных в ряды Красной Армии и Флота";

Декрет СНК РСФСР от 19.12.1921 "О страховании на случай болезни";

Декрет СНК РСФСР от 28.12.1921 "О социальном обеспечении при безработице" и др. С.

Во время ВОВ (1941-1945 гг.) основное внимание правительства было направлено на организацию обеспечения семей военнослужащих.

Послевоенное время восстанавливалось народное хозяйство, и с целью увеличения показателей основных отраслей промышленности и привлечения трудящихся на производство указом СНС СССР 1947-1956 гг. были установлены повышенные пенсии работникам данной сферы.

Конституция СССР принятая в 1977 г. закрепила права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, частичной или полной утраты трудоспособности, а так же потери кормильца.

В СССР социальное обеспечение данного периода осуществлялась на трех основных системах:

) государственное социальное обеспечение военнослужащих, членов творческих союзов, учащихся и ряда других категорий граждан за счет государственных, республиканских и местных бюджетов;

) государственное социальное страхование рабочих и служащих, находившееся в ведении профессиональных союзов; источником его финансирования являлись взносы предприятий, учреждений, организаций и бюджетные дотации;

С середины 1970-х годов начинается развитие системы социального обеспечения. Интенсивно развивается система социальной реабилитации инвалидов. Наряду со стационарным учреждением социального обслуживания появляется социально-бытовое обслуживание нетрудоспособных лиц на дому. С.

В 1987 году были внесены изменения в деятельность социальной помощи, основные изменения касались организационных вопросов оказания социальной помощи на дому. Был более четко определен ряда лиц, подлежащие надобному обслуживанию.

Исторически складывалось так, что общественные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия материально-технических, экономических и организационных возможностей не могло выполнять.

В условиях формирования государственности существенно меняются подходы к соц. обеспечению граждан.

Одним из важных этапов системы развития пенсионного обеспечения является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Впервые в законодательстве было закреплено право на социальную пенсию.

Большими шагами в развитии российской системы социального обеспечения является страхование ряда компенсационных выплат:

матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;

лицам, достигшим 80-летнего возраста;

престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;

студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями в местностях, где они не могут трудоустроиться;

на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

беженцам и вынужденным переселенцам;

на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. С.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия либо (по их выбору) на бесплатные услуги по погребению в размере, не превышающем пособие.

Существенным шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:

матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;

лицам, достигшим 80-летнего возраста;

престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;

студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями в местностях, где они не могут трудоустроиться;

на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

беженцам и вынужденным переселенцам;

на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях

В течение многих веков социальное обеспечение формировалось в отдельную отрасль права, но надо отметить, что с XVII века кардинальные изменения концепции самого социального обеспечения, и соответственно его нормативной базы.

Новоиспеченный вид социального обеспечения определен, на наш взгляд, изменением природы этой отрасли. Она все больше приобретает частно-публичную сущность. Отсюда новый вид отрасли связан также и с расширением сферы действия за изначальные публичные пределы. Речь идет, прежде всего, о расширении сферы договорного регулирования социально-обеспечительных отношений (социально-страховых и отношений по социальной помощи, социальному обслуживанию) и появлении широкого круга негосударственных организаций и органов как субъектов права социального обеспечения.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Функции социального обеспечения