Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Социология arrow
Управление как социальная технология

Информатизация управления социальной сферы: социологический анализ

управление информатизация организационный проектирование

На сегодняшний день функционирование социальной сферы невозможно без учета информационного фактора, влияющего на ее развитие. Автором было проведено мониторинговое исследование, включавшего в себя анкетный опрос служащих (50 человек) социальной сферы г.Тюмени и включенное наблюдение деятельности данных организаций.

Основной гипотезой исследования являлось предположение о том, что на процесс информатизации социальной сферы влияет группа факторов, которые классифицировались на субъективные/ объективные, управляемые/ частично управляемые/ неуправляемые. Инструментарий составлялся таким образом, чтобы ряд вопросов отражал зависимые переменные, которые включают наиболее важные стороны процесса информатизации (наименьшее, но достаточное количество), а остальные - влияющие на них факторы. В соответствии с задачами исследования необходимо было проанализировать данные факторы, выявить наиболее влияющие, дать оценку их скорости, направленности и степени интенсивности степени их интенсивности.

Объект исследования: управление.

Предмет исследования: социальные технологии.

Цель работы - исследование управления как социальной технологии.

Анализ зависимых переменных (а) сформированности системы социальной информации и технической базы для работы с ней; б) степень овладения служащими социальной сферы навыками работы с данной системой, т.е. развитость компьютерной грамотности и информационной культуры) показал следующее.

Большинство из числа респондентов имеют в своем распоряжении стандартный пакет Microsoft Office (58%). Социальные базы данных в своем трудовом процессе используют только 32% опрошенных, а информационные сети - 10% респондентов (в их число входят в основном начальники отделов и подразделений; рядовому сотруднику, основным инструментом которого должны являться данные программные средства и технологии хранения, обработки и передачи информации, они не доступны). Эти данные демонстрируют несформированность системы социальной информации, по крайней мере, в автоматизированном виде.

Опрос показал, что 46% опрошенных служащих имеют компьютеризированное рабочее место, столько же - имеют доступ к компьютеру во время трудового процесса, а 8 % - вообще не используют компьютер.

Что касается следующего показателя - информированности служащих социальной сферы о проблемах информатизации вообще и об информатизации и компьютеризации их трудового процесса в частности - 26% служащих обладают информацией по вопросам информатизации их трудового процесса, 50% - немного в этом разбираются и 24% - вообще об этом не знают. Обнаружилась однозначная связь информированности и занимаемой должности, т.е. информацией обладают руководители подразделений и отделов, а основная масса рядовых служащих не разбирается в данных вопросах. О качестве имеющейся информации по вопросам информатизации можно судить по источникам, которые использовали служащие. Наибольшее количество респондентов получает информацию по данным процессам из СМИ (42%).

Ситуация недостаточной информированности приводит к тому, что степень влияния информатизации (а в частности компьютеризации) на жизнь российского общества очень преувеличена. 58% служащих ответили, что компьютеризация несет кардинальные изменения. Однако есть обратная связь между данным утверждением и информированностью, т.е., чем меньше человек разбирается в данном вопросе, тем больше он преувеличивает значение информатизации. А также есть обратная связь между переменными "значение информатизации для жизни общества" и "готовность использовать новые ИТ", т.е. те, кто преувеличивает значение компьютеризации и информатизации не готовы использовать результаты этих процессов.

Была проведена оценка (компьютерной грамотности служащих социальной сферы). Респондентам было предложено оценить собственную компьютерную грамотность по 5-бальной шкале. Анализ показал, что больше половины опрошенных обладает достаточно хорошими знаниями в области компьютерных технологий. Средний балл по переменной "оценка знания компьютера" - 3,34.

Одной из основных зависимых переменных, демонстрирующих уровень принятия служащими социальной сферы нововведений в их трудовой процесс, - это уровень адаптированности к новым информационных технологиям, внедренным в трудовой процесс. Данная переменная является индикатором не только успешности протекания процессов информатизации, но и успешности работы руководства с персоналом.

Итак, 78% респондентов ответили, что легко адаптировались к внедрению нововведений в их трудовой процесс, но у 16% служащих возникли некоторые проблемы, а у 6% - до сих пор еще есть трудности. У переменной <степень адаптации к нововведениям нет никакой связи с переменной <занимаемая должность>, но есть линейная связь с информированностью по вопросам информатизации, т.е. легче прошла адаптация у тех служащих, которые были проинформированы о происходящих изменениях.

Данный показатель отражает достаточно высокую степень адаптации к внедрению ИТ в трудовой процесс служащих. Однако, более 20% имеют проблемы и необходимо выявить причины этого явления.

Необходимо вскрыть причины существующего состояния вышеизложенных зависимых переменных. Для анализа были предложены следующие факторы:

. Фактор финансирования внедрения ИТ в трудовой процесс социальных организаций и обучения персонала работе с ними;

. Уровень подготовленности кадрового состава к внедрению ИТ;

. Профессионально-образовательный уровень служащих социальной сферы;

. Социально-демографические и ролевые характеристики служащих;

. Фактор отношения служащих к своей профессии.

% служащих отметили, что недостаток финансовых средств на компьютеризацию и обучение очень влияет на трудовой процесс, 34% - что иногда влияет и 20% - что совсем не влияет.

Фактор подготовленности кадрового состава к внедрению ИТ включает в себя 2 фактора: а) морально-психологическая подготовленность служащих; б) профессиональная подготовленность (уровень овладения навыками работы с новыми ИТ хотя бы на определенном минимальном уровне).

Морально-психологическая подготовленность формируется путем информирования служащих об изменениях их трудового процесса, а также путем межличностного общения на данную тему. Таким образом, здесь также играет роль сплоченность коллектива и актуальность происходящих процессов на всех уровнях.

% опрошенных служащих часто обсуждают вопросы, связанные с информатизацией со своими коллегами, 56% служащих - делают это иногда, 30% - обсуждают эти вопросы или очень редко или вообще никогда не обсуждали. Наблюдается связь между переменной "частота обсуждения вопроса информатизации с коллегами" и "неформальное место в коллективе", т.е., чем более ярко выраженную лидерскую позицию занимает сотрудник в своем коллективе, тем чаще он обсуждает данный вопрос. Можно также утверждать, что проблемы информатизации обсуждают те, кто имеет доступ к компьютеру во время трудового процесса.

Показатели частоты обсуждения руководством вопросов информатизации с рядовыми служащими примерно совпадают с вышеприведенными показателями, но в данном случае фактор очень сильно влияет на все выделенные зависимые переменные. Таким образом, можно сделать вывод об управляемости морально-психологической подготовленности именно через работу руководства со своим коллективом.

Овладение навыками работы с новыми ИТ формируется путем обучения работе с ними и на данный процесс влияют следующие основные позиции:

  • · знание о местах, где можно получить соответствующие навыки;
  • · возможности посещения служащими этих мест;
  • · желание служащих овладеть новыми навыками.

По итогам опроса можно сказать, что образовательный уровень служащих довольно высокий: 68% опрошенных имеют полное высшее образование и еще 12% - 2 и более высших образований или ученую степень, 20% имеют среднее специальное образование. Основными сферами полученного образования являются: экономическая (26%), педагогическая (30%), юридическая (18%), гуманитарная (22%) и техническая (6%).

Переменная "возраст" имеет нормальное распределение. Представленность молодых специалистов совпадает с представленностью самого старшего поколения (14%). А между переменной "возраст" и "уровень знания компьютера" наблюдается сильная связь, т.е. молодое поколение лучше освоило новые ИТ, чем люди старшего возраста. Однако люди старшего возраста играют интегрирующую роль, они как "хранители традиции" той ли иной организации помогают людям среднего возраста адаптироваться к изменениям. Самый распространенный мотив занятости именно в социальной сфере - возможность непосредственной работы с людьми (40%). Связь между мотивами занятости и уровнем знания компьютера доказывает, что компьютер освоили те, кто работает из-за заработной платы и из-за работы с людьми. Те, кому нравиться коллектив и те, кто просто не могут найти другую работу, новые ИТ в полной мере не освоили. На степень адаптации к нововведениям данная переменная не влияет.

Итак, был сделан вывод о влияние фактора "психологические характеристики" на все зависимые переменные. Особенно сильная зависимость наблюдается между данными характеристиками и степенью адаптируемости к нововведениям.

На данном этапе можно выдвинуть ряд практических рекомендаций по оптимизации некоторых тенденций в процессе информатизации социальной сферы.

. Необходимо создание автоматизированной базы знаний на основе имеющейся социальной информации. Она должна постоянно обновляться и быть защищена от внешних вмешательств. Это предложение можно реализовать путем создания аналитических отделов в каждой организации.

. Необходимо изучить более подробно источники финансирования данных мероприятий и разработать стратегию их более рационального использования. Особенно стоит уделить внимание возможности иметь собственные источники финансирования.

. Необходимо рассмотреть возможность привлечения молодых специалистов, которые обладают аналитическим складом ума и умеющие работать с современными информационными технологиями. Сочетание опыта тех служащих, которые проработали в данных структурах большое количество времени, и работоспособности, а также гибкости ума молодых специалистов способно вывести социальную сферу из создавшейся проблемной ситуации и подготовить почву для внедрения инновационных технологий для повышения эффективности функционирования учреждений социальной сферы. Реализовать данное предложение можно с помощью разработки системы мер для привлечения молодых специалистов. Вполне реализуемо также сотрудничество организаций социальной сферы с Вузами, которые готовят специалистов соответствующего профиля. Данное сотрудничество являлось бы взаимовыгодным.

. Если у организаций социальной сферы нет возможности создавать собственную базу обучения и переквалификации своих сотрудников, то возможно сотрудничество с образовательными центрами г. Москвы, которых на сегодняшний день имеется достаточное количество.

. Необходимо обратить внимание на проблему управления кадрами в государственном учреждении в экстремальных ситуациях. Руководство должно готовить персонал к предстоящим изменениям и предоставлять возможность повышать квалификацию. Прежде всего необходимо предоставить максимум информации обо всех нововведениях и доказать всю необходимость и важность этих изменений. Персонал должен участвовать во всех этапах внедрения нововведений, только тогда ИТ будут использоваться рационально. Также немаловажен учет психологической особенности каждой личности. Если заведомо известно, что служащий не адаптируется к нововведению, можно использовать другие его способности в не менее важных функциях социальной организации, где не требуется знания ИТ. Такая политика поможет сэкономить средства, отпускаемые на дополнительное образование, сохранить психологический климат в организации, а также избежать морального ущерба служащих.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Управление как социальная технология