Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Социология arrow
Управление как социальная технология

Информатизация управления - социальный аспект

Информатизация социального управления

В жизни современного общества все большую значимость получает информация, системы и технологии ее сбора, анализа и воздействия на людей.

В особенности острой является потребность усиления информатизации управленческой деятельности, учитывая ее громадное значение для функционирования общественного организма и всех его отдельных подсистем. И в соответствии с основной проблематикой настоящей статьи - следует специально остановиться на проблемах информатизации в управленческой деятельности, начиная с краткого рассмотрения самых исходных ее характеристик.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на какую-либо систему, выступающую объектом этого воздействия, с целью поддержания ее функционирования в заданном режиме или перевода ее в новое состояние в соответствии с программой, принятой субъектом соответствующей деятельности. Наряду с природными и техническими системами объектами управления выступают общественные системы, относящиеся к разным сферам общественной жизни - экономические, социальные, политические, системные образования, складывающиеся в духовной жизни, а также поведение людей, в котором находит свое проявление функционирование соответствующих общественных систем.

Экономическими являются системы отношений по поводу собственности и ее использования в процессах производства, распределения и потребления различных благ. Целенаправленное воздействие на такие отношения в рамках всего общества и его подсистем вплоть до отдельных хозяйственных единиц представляет собой экономическое управление. Разновидностью такого управления является, например, воздействие на рыночный спрос и предложение товаров посредством методов маркетинга, что будет специально рассматриваться в наших дальнейших публикациях.

Управление в политической сфере представляет собой целенаправленное воздействие на политические системы, функционирующие в обществе, и на поведение людей в политической жизни. Примерами того являются воздействие на деятельность политических партий и движений со стороны стоящих вне их социальных институтов или со стороны их собственных руководящих органов. В частности, это воздействия, направленные на усиление популярности в массах деятельности определенной политической организации и отдельных политических деятелей, что также будет рассматриваться в настоящем исследовании.

Сущность социального управления, т.е. управления социальными системами в научной литературе трактуется по-разному в связи с весьма неоднозначным смыслом, вкладываемым в само понятие социального. Как известно, оно понимается и в предельно широком смысле, когда им охватываются все явления и процессы, существующие в обществе, во всех его сферах (тогда оно тождественно понятию общественное), и в узком смысле - как охватывающее явления и процессы, относящиеся лишь к одной сфере общественной жизни - социальной, находящейся в одном ряду с экономической, политической и т.д.

Соответственно разный смысл придается и социальному управлению. Некоторые авторы считают таковым управление в любых общественных системах.

Другие авторы рассматривают социальное управление как разновидность управленческой деятельности, воздействующую на явления и процессы лишь социальной сферы общественной жизни Предметом теории социального управления являются законы и принципы управления как системно-интегративного явления, которые складываются в процессах целенаправленной организующей деятельности людей, осуществляемой в рамках соответствующих социальных систем (социальных институтов и организаций) в целях повышения эффективности их деятельности.

Думается, что такая трактовка социального управления в узком смысле - этого понятия является правильной. Примером этой разновидности управленческой деятельности может служить управление таким социальным институтом, как средства массовой информации.

Конечно, вся совокупность видов управленческой деятельности, относящихся к разным сферам общественной жизни, тоже может именоваться социальным управлением, но уже в широком смысле - тождественным понятию управление общественными системами и процессами. Инструментом именно такого управления, охватывающего различные сферы общественной жизни, следовательно, различные по своей природе общественные процессы и явления, является мониторинг, суть которого связана с информационным характером управления.

Иногда при рассмотрении процесса управления явно или молчаливо исходят из такой посылки, что сбор и анализ информации представляет собой лишь начальную стадию этого процесса, либо образует одну из его функций. Такое представление является, несомненно, ошибочным. Использование информации пронизывает весь управленческий процесс, все его стадии.

Он начинается действительно со сбора и анализа информации, характеризующей состояние объекта управления, на базе чего выявляется наличие и характер присущей ему проблемной ситуации. На этой стадии идет поток информации снизу вверх. Следующей стадией является постановка целей управления и выработка управленческой стратегии, сопряженная с прогнозированием возможных последствий принятия той или иной стратегии. На этой стадии происходит анализ информации - и той, которая была получена о состоянии объекта, и той, которая добывается в ходе прогнозных разработок, а во многих случаях и почерпнутая из научных исследований. Затем происходит разработка и принятие решения, в ходе чего завершается анализ перечисленной выше информации. На следующей стадии управленческого процесса - организации выполнения принятого решения - информационный поток прежде всего идет сверху вниз: от управляющей подсистемы к исполнителям, до которых доводится принятое решение, определяются обязанности отдельных из них и т.д. Но уже на этой стадии снова необходима организация информационных потоков снизу вверх - от исполнителей к управляющей подсистеме (насколько первые поняли суть решения, поставленные цели, свои обязанности и т.д.), что представляет собой обратную связь в механизме управления. Эта информация позволяет управляющей подсистеме проследить, как начинается выполнение принятого решения. На следующей стадии, когда осуществляется контроль за ходом выполнения решения и при необходимости корректировка соответствующей деятельности, информация снизу вверх выходит на первый план, и в то же время на основе ее анализа при необходимости корректировки решения и совершенствования деятельности исполнителей снова начинают идти информационные потоки к ним, т.е. снизу вверх.

В одних случаях главный интерес для субъекта представляет информация о каком-либо изучаемом объекте (так обстоит дело в ходе любой научно- исследовательской деятельности) или объекте его реального или потенциального воздействия. Например, в производственно-трудовой деятельности - получение сведений о подлежащем обработке материале с точки зрения возможности его использования для получения нужного продукта. Или когда для эффективного функционирования средств массовой информации выявляются особенности аудитории, на которую они рассчитаны, собираются и анализируются сведения о том, что ее интересует, какова степень подготовленности людей к восприятию более или менее сложных материалов в СМИ и т. д.

В других случаях информация представляет собой сведения о самом субъекте - когда ему нужно, например, определить цели своей деятельности и соответственные возможности справиться с их достижением.

И, наконец, в ситуациях третьего вида происходит получение и переработка информации, нужной для осуществления выполняемой или планируемой субъектом деятельности, содержащей сведения не о нем и не об объекте его воздействия, а какие-то сторонние. Типичный пример - освоение научной информации, ранее полученной кем-то другим, или сведений, почерпнутых из чужого опыта, опираясь на что субъект может эффективнее осуществить подобную деятельность.

В управленческой деятельности бывает необходима информация всех трех названных видов. Но главной для нее - в отличие от характера информации, используемой в научных исследованиях функционировании СМИ и др. - является информация об объекте - его исходном состоянии и происходящих изменениях, поскольку только располагая соответствующими сведениями, можно поддерживать функционирование или изменение управляемого объекта в заданном режиме, к чему и сводится, как отмечалось, данная деятельность.

Организация и технология сбора, обработки и использования информации в управленческой деятельности претерпели и продолжают претерпевать глубокие, колоссальные изменения. Особенно рельефно они проявляются в наиболее экономически развитых странах, но все шире развертываются и в остальных частях мира, в том числе и в нашей стране.

Эти изменения прежде всего заключаются в широкой компьютеризации систем управления, переходе от традиционных бумажных методов сбора и хранения информации на электронные носители. В передовых странах этот переход практически завершен, охватив даже самые малые управленческие системы. В этих странах на создание высокотехнологичных информационно-управленческих систем затрагиваются колоссальные суммы денег.

Хотя информационно-управленческая инфраструктура в нашей стране в основном создана, предстоит еще многое сделать для ее развития и совершенствования. Во-первых, при всей ее значительной развитости она пока еще далеко не является всеохватывающей, имеется немало звеньев в жизни общества - в основном сравнительно мелких, но есть и средние по масштабам, - функционирующих все еще по старинке в плане информационного обеспечения, без использования современных технических средств и технологий. Во-вторых, информационные системы, которые по их сути должны быть соединены между собой, образуя единую сеть, функционируют вне такого объединения и порой даже не совместимы друг с другом. В-третьих, нередко даже каждая отдельная система сама по себе оказывается довольно несовершенной.

Можно сформулировать следующие требования, которым должна удовлетворять каждая информационная система.

Устойчивость, обеспечение невозможности никакими внешними попытками изменить заданный режим. Такого рода попытки должны быть обнаруживаемы с помощью аппаратных средств.

Наличие вызывающих доверие средств аналитической обработки информации.

Достоверность, непротиворечивость и полнота выдаваемой информации, для чего нужно, чтобы обеспечивалась:

  • а) достоверность входной информации;
  • б) невозможность вмешательства человека - оператора в процесс ее обработки;
  • в) обнаружение любой попытки изменить кем-то выдаваемую информацию.

Эффективная возможность проведения периодических ревизий, контрольных проверок всего тракта прохождения и обработки информации, начиная от перепроверки первичных данных, собранных поставщиком информации; возможность обнаружения противоречивости входной информации касающейся одного и того же объекта и полученной из разных источников;

Максимально доступный для пользователя характер отображения информации и достаточная оперативность ее представления;

Способность системы к развитию - включению новых видов собираемых данных и новых технологических приемов их обработки, углублению аналитических возможностей, развитию аппаратного и программного обеспечения;

Обеспечение надежности функционирования системы;

Конфиденциальность системы, защищенность информации от несанкционированного доступа к ней.

Действующие информационные системы не всегда удовлетворяют перечисленным правилам. Руководствуясь ими, и следует совершенствовать имеющиеся и создавать новые, формируя из них все более широкие и эффективно функционирующие сети.

Многие недостатки действующих у нас информационных систем порождены отсутствием должного научного подхода к их проектированию и построению. В этой работе нужно внедрять современные технологии, доказавшие свою эффективность. Такой является, например, CASE-технология, разработанная одной из российских фирм - АО Экспит. Это - интегрированная программная система, включающая совокупность средств автоматизации проектирования информационного и программного обеспечения на стадиях стратегического планирования, анализа, проектирования и разработки информационной системы. Не входя в детали этой технологии, что представляет собой весьма специальный вопрос, достаточно лишь сказать, что она представляет средства автоматизации моделирования данных, прототипирования, разработки схем потоков данных и иллюстративных материалов. Эти средства интегрированы в единую среду проектирования через базу данных, в которой накапливаются все получаемые в ходе проектирования информационных потоков данные.

Использование данной технологии позволяет получить однозначно понимаемый проект системы, включающей в себя:

процессы обработки информации и потоки данных, циркулирующие в системе, что позволяет уже на этапе сопровождения легко корректировать технологию обработки информации;

однозначно описываемые и понимаемые элементы и структуры данных, что позволяет на этапах и разработки и сопровождения легко строить и корректировать единую базу данных системы;

полную документацию для сопровождения системы, позволяющую легко находить и вносить в нее необходимые изменения.

Внедрение CASE-технологии обеспечивает не только повышение производительности труда проектирования информационной системы, но - главное - существенное повышение качества этого проектирования, а следовательно и лучшее качество создаваемой таким путем системы. Между тем такого рода технологии пока у нас слабо входят в практику, это, несомненно, является одной из основных причин того, что информация управления в стране оказывается недостаточной - в соответствии с современными требованиями и возможностями - как в количественном, так и в качественном отношениях.

Итак, даже краткое и довольно отрывочное рассмотрение положения дел в области информатизации управленческой деятельности в нашей стране, показывает, что оно довольно противоречиво. С одной стороны, нельзя отрицать происшедших за последние годы громадных сдвигов и наличия тенденций все более широкого развертывания процессов информатизации управленческой деятельности. С другой - по сравнению с развитыми странами здесь особенно сильно и болезненно проявляется наше отставание, многие звенья в системе управления обществом оказываются еще слабо приобщенными к современным информационно управляющим технологиям. Требуется еще очень многое сделать, чтобы информатизация управленческой деятельности в целом вышла на уровень современных мировых стандартов. Именно в таких противоречивых условиях входят в жизнь нашего общества мониторинговые исследования и осуществляющие их организационные системы. Возникновение и функционирование таких систем само по себе выступает ярким воплощением развертывающегося процесса усиления информатизации управленческой деятельности со всеми достигнутыми в этой области результатами и недостатками в сравнении с мировыми стандартами.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Управление как социальная технология