Социокультурная динамика П.А. Сорокина

В работах "Социальная и культурная динамика", "Кризис нашего времени" ученый пишет о механизмах смены культурно-исторических систем: "Периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультур - ные ценности становятся почти полностью "атомизированными" и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм. В рамках общества она принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста преступности и жестокости наказаний, особенно "взрыва бунтов, восстаний и революций".

В работе "Социальная и культурная динамика" ученый изучил 967 войн и 1629 смуты. Ввел индекс - соотношение между количеством военных конфликтов и количеством жертв на миллион населения. Затем сопоставил данные по войнам с показателями развития общества в Западной Европе и установил закон возрастания индекса в определенные периоды, сопровождающиеся повышенной степенью конфликтности либо в обществе (гражданские войны), либо между государствами (межгосударственные войны). Именно эти периоды отражали флуктуационную динамику смены социокультурной системы.

Радикальные перемены в истории человечества: первая мировая война, разделившая мир на две противоборствующие стороны, ее катастрофические последствия для народов Европы, затем возникновение нацизма стали не только всемирной катастрофой, но и личной трагедией ученого. В своей книге "От войны к миру, у истоков сознательного альтруизма Питирима Сорокина" П. Кротов и А. Долгов обращаются к биографии ученого и отмечают тот факт, что Сорокин стоял у истоков антигитлеровской коалиции в США. В 1941 г. был образован фонд помощи воюющему СССР, в организации которого активную роль играла семья Сорокиных. Супруга ученого, Е. Сорокина, возглавляла Винчестерский филиал данного фонда.

Какие признаки переходного периода выделяет автор? Это, во-первых, международные войны, во-вторых, рост душевных болезней и самоубийств, в-третьих, рост дезинтергации и дезорганизации общества, в-четвертых, разрушение существующей системы ценностей и, как следствие, заполнение культурного пространства чуждыми культурными идеалами и нормами.

Сорокин называет период первой четверти ХХ столетия переходным и считает, что с этого времени в культуре начинается время столкновения различных политических систем, а значит, время войн, революций и конфликтов. Основной причиной кризиса этого времени является противоречие внутри общества, основанного на чувственной культуре. В своей работе "Кризис нашего времени", которая является популярной версией "Социальной и культурной динамики", Сорокин констатирует кризис западной культуры. Ученый выражается образно: "... за три-четыре десятилетия умирающая чувственная культура смела все материальное богатство и другие ценности, созданные за предыдущие столетия. Человек сидит среди руин своего былого прекрасного общественного здания, в окружении - в буквальном и переносном смысле - устрашающей массой трупов". Согласно логике автора, данный кризис будет сопровождаться войнами, смутами и политическими переворотами. Можно ли избежать этого? И почему в мире нет устойчивого движения к исчезновению войн? Сорокин отвечает, что диалектика войны и мира существует и имеет примерно равные шансы на доминирование. Нет универсальной тенденции в динамике войн. И на вопрос - будут ли войны продолжаться или постепенно уходить с политической арены? - ответ ученого будет скорее всего: "Не знаю". Очевидно лишь то, что период войн будет сменяться периодом мира. Но ожидать голубя с оливковой ветвью в ближайшее историческое время - это лишь благое намерение. "Великая трагедия с ее forte и piano будет продолжаться". Эти взгляды ученого вряд ли можно назвать пессимистическими - все великие культуры подвергались подобным изменениям. В истории человечества не было культуры с бесконечным потенциалом возможностей. Все культуры рано или поздно становились непродуктивными. Но разрушение старой культуры не означает исчезновения культуры вообще. Какая культура приходит на смену чувственной? Если следовать логике Сорокина, то это будет идеациональная культура. "Такие переходы, особенно когда перезревшая чувственная культура заменяется идиациональной, сопровождаются колоссальной и часто неожиданной экономической катастрофой и понижением уровня жизни".

Внутри каждой культурной системы существуют возможности, которые обеспечивают жизнедеятельность системы, считает Сорокин. Эти возможности столь значительны, что они выбраковывают, выбрасывают чуждые элементы. Это помогает системе сохранять свои уникальные индивидуальные свойства и не менять качество развития, не прерывать судьбоносный исторический ход. Это отличает концепцию Сорокина от взглядов Шпенглера, который приписывал каждой культурной системе историческую безысходность. Нельзя назвать теорию социокультурных систем П. Сорокина мейнстримовским учением. Но ценность и актуальность взглядов мыслителя не вызывает сомнения. В создании своей теории ученый опирался на большой социологический материал, который помог выстроить логику развития культуры и цивилизации, а значит, дал возможность прогнозировать будущее. Мы живем во времени распада чувственной социокультурной системы, в анамнезе этого периода лежат процессы драматического, а, нередко, катастрофического свойства. Но культура, с точки зрения Питирима Сорокина, носит созидательный характер. Связь времен не прерывается, идет закономерный процесс рождения новой социокультурной системы. Она обладает творческой энергией, большим духовным потенциалом. Это вселяет надежду, что время войны обязательно сменится временем мира, и этот период будет продолжительным и плодоносящим для человечества. ?

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >