Эмигрантский период творчества П.А. Сорокина

Теория флуктуации социально-культурных систем П. Сорокина

Судьба П. Сорокина во многом типична для представителей русской интеллигенции, которые не приняли большевистский переворот 1917 г. Будучи близким к политике как лидер партии эсеров, секретарь А. Керенского, Питирим Сорокин неоднократно выступал с лекциями и статьями (журнал "Воля народа") против свершившейся революции и тех людей, которые явились носителями новой идеологии. Он говорил: "По глубокому убеждению, при внимательном изучении культуры и духовного роста своего народа совершенно ясно, что ничего путного не будет, если у власти станут большевики,... наш народ еще не прошел тот этап развития человеческого духа, этап патриотизма, сознания единства нации и мощи своего народа, без которого нельзя войти в двери социализма" .

В 1922 г. по указанию В. И. Ленина началась подготовка к высылке (без суда) старой русской интеллигенции.

По существу, это была первая расправа над инакомыслием, попытка власти установить жесточайший контроль, удалив из страны интеллектуальную элиту - тех людей, которые могли мыслить свободно и высказывать свои идеи, а зачастую критиковать существующий режим. В 1918-1922 гг. более 2,5 млн образованных и культурных людей покинули Родину. Многие уезжали добровольно, понимая что в революционной России они вряд ли найдут применение своим знаниям и талантам. Другие опасались за свою жизнь, будучи уверенными в том, что новая власть не простит аристократическое происхождение и близости к свергнутой власти. Это была утечка умов, эмиграция первой волны, которая привела к понижению духовного потенциала России. О судьбе русской эмиграции того времени написано много научной и художественной литературы.

Эмиграцией всегда было принято считать самостоятельное решение о переселении лица или семьи, депортацией - насильственную высылку.

В 1922 г. депортации подвергнуты такие выдающиеся ученые философы, как Н. Бердяев, С. Франк, Л. Карсавин, социолог П. Сорокин и многие другие.

Судьба эмигрантов в дальних странах различна, часто трагическая, полная лишений. Но жизнь П. Сорокина - это пример яркой и успешной карьеры, признания в обществе, счастливого и материально благополучного личного существования. Удачно сложилась преподавательская деятельность: в 1923 г. он работал на должности профессора в Миннесоте, затем в 1929-1959 гг. возглавил социологический факультет Гарвардского университета. Последние годы жизни, вплоть до кончины в 1968 году, Питирим Сорокин жил и работал в г. Винчестере, штат Массачусетс. Именно тогда созданы основные труды ученого: "Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ" (1937-1941), "Кризис нашего времени" (1941), "Восстановление гуманности" (1948), "Альтруистическая любовь" (1950), "Социальные философии в век кризиса" (1950), "Смысл нашего кризиса" (1951), "Пути и власть любви" (1954), "Интегрализм - моя философия" (1957), "Власть и мораль" (1959), "Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), "Дальняя дорога. Автобиография" (1963), "Человек, цивилизация, общество" (1963), "Главные тенденции нашего времени" (1964), "Социология вчера, сегодня и завтра" (1968).

Творческое наследие Питирима Сорокина интересно тем, что он, будучи американским гражданином, принявшим ценности иной культуры, никогда не прекращал интересоваться европейской и российской историей и политикой, мечтал побывать в России. Это был взгляд издалека, взгляд человека, который чувствовал и предвидел многие социальный потрясения, но никогда не был сторонним наблюдателем. Напротив, научная миссия Сорокина состояла в том, чтобы открыть законы функционирования культуры и цивилизации, объяснить причины социальных кризисов и определить пути выхода на новый уровень развития.

В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликалась с учением О. Шпенглера и А. Тойнби. Но, в отличие от этих ученых, Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии, не считал, что локальные культуры погибают безвозвратно. Признавая глубокий кризис западной культуры, он оценивал его не как "Закат Европы" (название книги

О. Шпенглера, вышедшей в 1923 г.), а как необходимую фазу в становлении новой, формирующейся культуры и цивилизации, объединяющей все человечество.

Есть еще одно существенное различие сорокинской концепции от предшествующих теорий. П. Гуревич считает, что "морфологическом учении о культурах можно выделить два направления. К одному из них можно отнести Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. К другому - американского антрополога Ф. Нортропа, А. Кребе- ра и П. Сорокина. Отличие второго направления заключается в том, что его сторонники стремятся найти в океане мировых феноменов не отдельные строго очерченные системы, а объединяющие их "культурные суперсистемы" (термин П. Сорокина) и именно их считают культурными целостностями, являющимися определенными символами" .

В конце 1980-начале 1990-х гг. в России возродился интерес к творчеству Сорокина, произошла переоценка социологической концепции ученого.

Будучи профессором факультета социологии в Гарварде, Сорокин организовал международный сравнительный междисциплинарный проект, призванный проанализировать все исторические перемены в истории Европы, России. Исследования на базе большого статистического материала имело целью определение места радикальных перемен в историческом процессе. Были выдвинуты различные гипотезы для объяснения причин развития и изменения общества.

Эта концепция принципиально отличалась от уже существующих учений в социологии, например, марксистской. В марксизме история представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, в основе которых лежит способ производства. Движение общества рассматривалось как восхождение от простой организации материальной и духовной жизни к более высокому уровню организации; это был прямолинейный процесс, характеризующийся совершенствованием производительных сил и, соответственно, изменением производственных отношений. Механизмом подобного перехода являлась социальная революция.

Для П.Сорокина "история человечества - это повторение одних и тех же типов, основанных на определенной системе ценностей, имеющих лишь различное конкретно-историческое содержательное направление".

Опираясь на собственное видение исторического процесса, Сорокин обосновал, как ему представлялось, "основной закон истории". Согласно этому закону, происходит перманентная флуктуация как социокультурных систем, так и обществ, равно как их конкретных сфер: типы политики, экономики, морали, религии не являются постоянными и не развиваются по непрерывно восходящей линии, а непрерывно качаются между полюсами тоталитаризма и свободы.

По Сорокину, процесс флуктуации социокультурной системы проходит через ряд этапов: дезинтергация - кризис - мобилизация сил - новый социокультурный порядок.

В своих работах "Социальная и культурная динамика" и "Человек, цивилизация, общество" П. Сорокин размышляет о типологии и динамике культуры. Для того чтобы выделить культуру в историческом процессе как целостность, своеобразную реальность, ученый вводит понятия "культурный менталитет", "менталитет культуры". Эти понятия означают "ценности и значения, определенные образы и желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах" .

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы, и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию. Каждая культура индивидуальна: она имеет собственный менталитет, свою систему познания, собственные философию и мировоззрение, тип религии и образцы "святости", формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением. Все ценности, сколь различными они бы ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как "единственно верные", передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества.

В соответствии с характером доминирующей ценности, Сорокин выделяет три типа культур: идеациональная, чувственная и идеалистическая культуры.

За исходные основания выделения и описания типов культур Сорокин предлагает принимать четыре признака: природа реальности и способ ее восприятия людьми, природа потребностей и целей, требующих удовлетворения, степень и формы удовлетворения потребностей, способы удовлетворения потребностей.

В это время реальность делится на две противоборствующие части: мир телесный и мир духовный. Этот раздел проходит по самому человеку, он как бы распадается на две части, тело и душу, соединить которые возможно только одним способом - систематически угнетая плоть, высвобождать духовное начало. Идеалом человеческой личности становится аскет, монах-отшельник, презирающий мирские удовольствия.

Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую культуру. В этой культуре, по его словам, "господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям".

Вся жизнь была пропитана религиозными смыслами и символами. Это относилось ко всем сферам духовной культуры - морали, искусству, праву. Человек, по меткому высказыванию С. Аверницева, читал библию, как европеец читает утреннюю газету. Образование было отдано в руки церковнослужителей. В стенах монастырей изучались такие предметы, как риторика, логика, теология, арифметика, музыка. Первые европейские университеты возникли на базе монастырских школ - это Кембриджийский и Оксфордовский университеты в Англии, Болонский университет в Италии.

В основании средневековой философии лежали принципы креационизма (онтология) и провиденциализма (гносеология), призванные обосновать и доказать существование божественной реальности.

Чувственный мир, реальность воспринималась как неподлинное бытие, а человек считал себя временным странником, который пришел в этот мир, чтобы страдать. Страдания специфическим образом обожествлялись: чем больше человек страдал, тем вероятнее было его приближение к вратам рая, за которыми и начиналась, в сущности, истинная, подлинная реальность. Все испытания, выпадающие на долю человека, надлежало принимать спокойно и достойно, не усомнившись в необходимости их присутствия на жизненном пути (книга Иова). "Короче говоря, - заключает П. А. Сорокин, - интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность и сверхчувственность божества - Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека" (там же).

На смену средневековой культуре приходит новая культура. Это период начался в Европе с конца Х11 в. с выдвижения новых ценностей и утверждения чувственного типа культуры.

Чувственный (сенситивный) тип культуры.

Чистая возвышенная духовность отходит на второй план, возникает новый менталитет и новый тип личности. Главными ценностями становятся чувственный удовольствия, стремление к наслаждению, интерес к практической пользе. Концепции и теории, основанные на сверхчувственной реальности, отвергаются как заблуждение. Наука и искусство обслуживают потребности широких масс людей. Но эти потребности связаны с реализацией физиологических желаний. Поэтому в приоритетных направлениях науки преобладают отрасли, которые занимаются проблемами экономики, косметологии, фармацевтики, геронтологии, психологии и медицины. Вся производственная машина запрограммирована на удовлетворение потребностей, сформированных чувственной культурой.

П. А. Сорокин выделяет различные варианты крайностей чувственной культуры: эпикуреизм активный, пассивный эпикуреизм и цинический.

В первом варианте преобладает культура активного чувственного менталитета. Этот тип связан с преобразовательной деятельностью человека, результатом которой становятся открытия новых технологий получения приятных, комфортных ощущений от жизни. Субъектами данного процесса являются артисты, мореплаватели, композиторы, ученые.

Во втором варианте менталитет меняется, здесь не требуется активная работа по изменению реальной жизни. Человек паразитирует и утилизирует внешнюю реальность. Жизнь становится большим приключением, цель которого - наслаждение жизнью во всех ее проявления. Человек не утруждает себя вопросами о смысле жизни и не желает нести бремя ответственности за свои деяния. Этот вид эпикуреизма напоминает эстетическую стадию в триаде развития личности С. Кьеркегора, датского философа-экзистенциалиста.

Третий вариант - это менталитет, который характеризуется распространением лицемерия, комедией масок, приспособленчеством ради наживы и выгоды. Ядром этого менталитета является массовое искусство, которое призвано развлекать и снимать усталость, давать отдых и расслабление. Это искусство вызывает к жизни самые низменные инстинкты, оно свободно от моральных запретов и религиозных догматов. Персонажи такого искусства - простые люди, среда обитания которых - повседневная реальность, хорошо знакомая каждому. "Чувственное общество живет в настоящем и ценит только настоящее. Так как прошлое необратимо и уже более не неясно, то только настоящий момент реален и желанен. Отсюда: ухвати сегодняшний поцелуй; быстро обогащайся; захвати власть; цени популярность, славу и возможности текущего момента, так как осознаются ценности только настоящего".

Отрицание общезначимых ценностей, базирующихся на традициях, опыте и мудрости прошлого, приводят к культурному нигилизму. Когда грань между добром и злом становится призрачной, все ценности переворачиваются с ног на голову. История переосмысливается, переписывается, друзья и враги меняются местами, трагическое становится комическим, а прекрасное отдает свои права безобразному. Такое состояние не может длиться долго, и хаос приводит общество или к гибели, или к новой системе ценностей.

Идеалистическую систему культуры П. Сорокин считает промежуточной между идеациональной и чувственной.

Эта культура всеми своими основными подразделениями утверждает основные положения идеализма как философского направления. Да, существует мир чувственных вещей, но этот мир лишь тень мира иного, идеального, где есть эталоны-идеалы всех материальных объектов, человека и человеческой души. Более того, в этом идеальном мире есть образцы чистой Красоты, Добра, Блага. В реальности могут попираться только материальные заместители идей, но сами идеи вечны и неизменны.

В данном типе культуры существует некий баланс между ценностями предыдущих типов культур, но этот баланс достигается не равным присутствием той или иной культуры на чаше исторических весов. Баланс достигается гармонией между материальными и духовными ценностями. В идеалистической культуре материальное начало представлено как набор необходимых и достаточных для выживания средств.

Духовное начало, напротив, приподнимает человека над жизнью и дает ему надежду на существование в самых критических условиях.

Можно сделать вывод, что если идеалистический тип культуры есть синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, то, по выражению Сорокина, человеческими умами будет руководить истина разума.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >