Педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности

Коренная перестройка нашего общества, свидетелями и участниками которой мы являемся, находится в противоречии с привычными для большей массы педагогов целями и средствами воспитания подрастающего поколения, рассчитанными на воспитание послушания, единомыслия и единообразия. Уже мало кто сомневается в том, что сегодняшнему школьнику предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором жило старшее поколение. Следовательно, воспитательные успехи должны оцениваться не столько суммой накопленных знаний, умений, навыков, переданных детям, сколько сформированностью у них способностей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Модернизация системы образования ориентирована на воспитание социально ответственной, самостоятельной, творческой личности. Для отечественной педагогики эти принципы не новы, однако в массовой практике работы образовательных учреждений, да и всего общества в целом не было необходимых для этого предпосылок.

Система образования далеко не единственный фактор в образовании и воспитании человека. Существует педагогика жизни, собственный естественный жизненный процесс обучения и воспитания, развития ребенка. Учат и воспитывают детей и семья, и общество, и церковь,.и природа, и средства массовой информации, а главное - собственный жизненный и трудовой опыт ребенка по освоению внешнего и внутреннего мира самого себя.

Лозунг «Школа должна быть ближе к жизни» страдал тем, что требовал, чтобы обучение и воспитание школьное приближалось к задачам, поставленным государством. Работники системы образования в своем собственном мнении присвоили сами себе исключительное право на обучение и воспитание детей, тогда как это вовсе не так. Школе кажется: закройся она, и развитие ребенка остановится. Дети все равно будут расти и развиваться, может быть лишь чуть медленнее и как сорняки, но процесс не прервется - он не от школы зависит.

Взрослея, ребенок-человек должен (это не долг, а его право) становиться все в большей мере, выражаясь экономическим языком, собственником, обогащаться собственностью — правами. А педагоги зачастую не обладают педагогическим тактом, чтобы передавать им не только знания, но и такой социальный продукт - права.

От года к году учитель должен все больше своих сил прилагать к тому, чтобы ребенок избавился от естественной в младенчестве, но теперь все более и более дурной привычки кому-нибудь подчиняться, слушаться. Учитель должен влиять на решения детей, но решать они должны сами [4].

Неудовлетворенные результатами своего труда, тысячи педагогов искали выходы из создавшейся ситуации. Школе, педагогике очень не хватает товарищества, т.е. такого положения, когда дети и их учитель связаны между собой одним единым делом, т.е. близости людей, основанной на совместном, равноправном участии в каком-либо общем и нужном деле. В учебе товарищество трудно достижимо т.к. в этом процессе у сторон диаметральные позиции, противоположные задачи. А, кроме того, ведь классный руководитель и не является сообщником детей в процессе учебы по всем предметам, т.к. они учатся не только у него, но у других учителей — урокодателей.

Педагогика сотрудничества — это тонкое, трудно уловимое духовное единение учителя и ученика. Когда учитель лишь передатчик знаний -сотрудничества, товарищества не будет. А если еще передача происходит с трудом, то может возникнуть между сторонами напряженность, и каждая сторона будет винить другую в своих неудачах. Тут уж о хороших взаимоотношениях нет речи.

И тем не менее в недрах педагогической практики шла работа, накапливался интересный опыт, который сегодня может и должен быть использован. Анализируя этот опыт, надо отобрать такие формы работы, такие методы и приемы, которые бы позволили не "лепить" личность по заранее заданному образцу, а формировать человека, обладающего устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и, вместе с тем, психологически лабильного, гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте [17].

Если учитель хочет овладеть разболтанным, непослушным классом, надо найти такое увлекательное общее дело, в котором они стали бы сотоварищами, в котором не было бы «двух сторон» - одной руководящей,, другой - исполняющей, в котором у него и у детей не только цели-задачи совпадали, но и протекание дела шло только совместно. Таким общим делом является туристско-краеведческая деятельность и туристский поход.

Ю.С. Константиновым предлагается следующее определение туристско-краеведческои деятельности, которое существенно дополняет и расширяет определение, предложенное А.А. Остапцом-Свешниковым в разработанной им концепции туристско-краеведческои деятельности [47]:

Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) — это направление дополнительного образования детей, являющееся комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением [34].

Педагогически правильно поставленная туристско-краеведческая работа позволяет учителю осуществлять краеведческий принцип обучения [37]. Сбор и накопление краеведческого материала для использования его на уроках, как правило, проводится в походах и на экскурсиях, в процессе проведения поисковой работы. Краеведение тесно связано с изучением основ наук, с практическим применением законов физики, химии, биологии, математики в промышленности и сельском хозяйстве, способствует получению знаний о явлениях окружающей жизни на материале местного края. Оно является наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы путем ознакомления учащихся с основами производства, дает возможность связать теорию с практикой, помогает развивать практические умения и навыки. Краеведение способствует углублению межпредметных связей в процессе обучения, что помогает учащимся лучше осмыслить явления окружающей жизни.

Краеведческий материал вооружает учителя средствами, способствующими тому, чтобы новые знания явились результатом умственной деятельности детей, глубокой взаимосвязи между изучаемыми предметами и явлениями. В этом большую роль играет сочетание слова учителя с наглядным материалом. Использование краеведческого материала в процессе сообщения новых знаний облегчает возможность осуществить сочетание слова и средств наглядности [53]. Если учитель в определенной последовательности содействует усилению процесса мышления учащихся, дает ему правильное направление, то они в результате наблюдений над окружающей их средой самостоятельно приходят к правильным выводам о различных связях между изучаемыми явлениями и фактами. Применение краеведческого материала в процессе восприятия и осмысления знаний помогает разрешить педагогические задачи, стоящие перед учителем: его использование обогащает содержание объяснения учителя, придает ему конкретный характер, содействует образованию в сознании учащихся понятий как ответа на новые вопросы, для которых прежних знаний недостаточно;

применение краеведческого материала в зависимости от планов урока меняет взаимоотношения между работой учителя и учащихся. Краеведческий материал содействует тому, что возрастает роль учителя в задаче организовать умственную работу над фактами и явлениями, требующими определенных способов подачи их учащимся. Зато самостоятельность и активность учащихся должным образом проявляются при работе над выводами и обобщениями, поскольку краеведческий материал значительно улучшает дальнейшую переработку в их осознании новых знаний;

привлечение краеведческого материала в процессе передачи новых знаний создает благоприятную проблемную ситуацию, когда учащиеся подводятся к выводу, опираясь на известные факты, сопоставляют ряд научных фактов и явлений с фактами окружающей среды, имеют возможность выполнить предварительную самостоятельную работу.

Краеведческий материал способствует прочному закреплению полученных знаний, повышает качество усвоения учащимися нового материала, облегчает последующую домашнюю и практическую работу над ним [51].

В процессе туристско-краеведческой деятельности, педагогического направленного воздействия, в результате систематической и целеустремленной воспитательной работы происходит накопление положительного опыта поведения, при этом создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме -коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка. Воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения юных туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Поэтому важно понимание того, что дисциплина — это, прежде всего подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе [46].

Воспитанию таких нравственных качеств, как чувство долга, ответственность за порученное дело, исполнительность, обязательность, инициативность, самостоятельность, способствует выполнение юными туристами постоянных и временных должностных обязанностей - командир, проводник, казначей, завхоз, дежурный по кухне и др. Овладение этими навыками также способствует формированию сознательного отношения к труду, помогает в выборе профессии [56].

Выполнение краеведческих заданий на маршруте, постоянное нахождение в природной среде, общение с местным населением, знакомство с памятниками природы, истории и культуры способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств, патриотизма.

Туристско-краеведческая деятельность является важным средством оздоровления и физического развития учащихся. При современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков, высоком уровне шума и других травмирующих факторах, а также значительном времени пребывания детей в закрытых помещениях однодневный или двухдневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Туристские походы учащихся, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам могучий заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. После педагогически правильно организованного похода подросток в течение нескольких дней чувствует себя физически хорошо, спокойно. Все это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса [45].

Одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья в туристском походе является само движение. Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно организованного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил личной и общественной гигиены, правильной организации питания.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >