Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Литература arrow
Педагогические взгляды Л.С.Ауэра

Введение

Современная скрипичная школа широко использует педагогическое наследие Л.С.Ауэра. Ведущие педагоги старшего поколения, заложившие основы русского скрипичного искусства, в своем большинстве являются его воспитанниками.

В летопись музыкального искусства Ауэр вошел и как выдающийся артист – художник и как крупнейший преподаватель скрипичной игры.

В данной работе рассматриваются педагогические принципы Л.С. Ауэра, а именно: техническая сторона процесса, психологический фактор, описываются методические труды, рассуждения о стиле, упоминаются воспоминания учеников и современников.

Творческий путь Л. С. Ауэра

"Общее эстетическое чувство и чувствительность того времени , в котором мы живем , наша собственная современная восприимчивость к тому , что истинно и приемлемо в области музыкального стиля, является единственным критерием оценки , которую мы можем прилагать к исполнению артиста

Л.С.Ауэр

Леопольд Ауэр родился в небольшом венгерском городке Весприме 7 июня 1845 года . Музыке, в частности игре на скрипке, он начал обучаться с самого детства . Первым педагогом был первый скрипач маленького оркестра, который по воскресениям и праздничным дням играл в католической церкви небольшого города, где родился Ауэр . Примерно через 2 года родители отправили маленького Ауэра в Будапешт к профессору "Ридлею Конэ . Затем в 1857-1858 годах он обучался в Вене у Якоба Донта. Завершил Ауэр свое образование в Ганновере у Иозефа Иоахима в 1863-1864 годах. Несмотря на кратковременность занятий с Иоахимом, они сильно повлияли на дальнейшую жизнь и деятельность Ауэра.

Завершив курс обучения Ауэр уехал в Лейпциг, где состоялся его дебют с Ф.Давидом, педагогом Иоахима, в прославленном зале Гевандхауза . После этого перед ним открылись блестящие перспективы . Подписав контракт на место концертмейстера, Ауэр уезжает в Дюссельдорф, где работает вплоть до начала австро-прусской войны . Затем на некоторое время он переселяется в Гамбург, где исполняет обязанности концертмейстера оркестра и квартетиста.

Здесь он неожиданно получает приглашение занять место первого скрипача во всемирно известном Квартете братьев Мюллер . Один из них заболел, и они были вынуждены обратиться за помощью к Ауэру, чтобы не потерять уже запланированных концертов . В квартете Ауэр работает уже вплоть до отъезда в Россию . В мае 1868 года в Лондоне Ауэр участвует в цикле камерных концертов, устроенных лондонским обществом "Musical Union". Здесь он знакомиться с А.Рубинштейном, пианистом из Петербурга . Эта встреча и была тем обстоятельством, которое непосредственно послужило причиной приглашения Ауэра в Петербург . Несколько месяцев спустя Н.Заремба заключает с ним контракт на 3 года на должность профессора по классу скрипки исолиста Русского Музыкального Общества . И вот, в сентябре 1868 года Ауэр прибывает в Петербург .

На торжественном обеде, который обычно устраивался среди профессоров и преподавателей в начале учебного года, Ауэра попросили "сыграть что-нибудь из своего репертуара". И когда он исполнил их просьбу ,все горячо аплодировали ему . На что он скромно ответил : " Я удостоился чести быть приглашенным преподавать в императорскую Петербургскую консерваторию и сознаюсь, что не так опытен и недостаточно подготовлен для этой трудной деятельности. Но я молод, энергичен и даю слово, что употреблю все силы, чтобы достичь совершенства в своей игре и сделаться должным руководителем начинающих скрипачей."([1], с.З). Потом время показало, что он полностью сдержал свое слово.

В России Ауэр прожил почти полвека. С первого же дня пребывания здесь его полностью захлестывает бурная художественная жизнь России тех лет. Именно здесь Ауэр сформировался окончательно как исполнитель и как педагог. Он вел многостороннюю и кипучую музыкальную деятельность: постоянно гастролировал в качестве скрипача и дирижера по России и зарубежным странам, одновременно он был профессором скрипичного класса и руководил классом квартетного ансамбля в Петербургской консерватории, выступал в сонатном ансамбле с А.Есиповой, в трио с Есиповой и А.Вержбиловичем, а также в 1872-1908 годах был придворным музыкантом и солистом оркестра балета Мариинского театра.

Ауэр, совершая ежегодные гастрольные поездки, объездил почти всю Россию, не пропуская даже небольшие провинциальные городки. Это свидетельствует о том, что он продолжил в своей концертной деятельности просветительские традиции, которые были присущи также лучшим представителям русского исполнительского искусства. Его программы отличались образцовым исполнением, и были всегда строго выдержаны. Это способствовало воспитанию художественного вкуса публики и распространению серьезной музыки в широких кругах слушателей.

Однако сначала его выступления встречали и отрицательную оценку, особенно со стороны кучкистов - А.Бородина, Ц.Кюи. Думается, это происходило оттого, что по прибытию в Петербург Ауэр примкнул к консерваторцам, группировавшимся вокруг А.Рубинштейна. Это было как раз в тот период ожесточенной борьбы, расколовшей русскую музыкальную общественность на два противоборствующих лагеря. Но не смотря на это, кучкисты высоко отзывались об Ауэре, как квартетисте, считая его в этой области "непогрешимым авторитетом". Еще одним исключением являлась дружба Ауэра с П.И.Чайковским.

Если говорить об исполнительском репертуаре Ауэра, то в первую очередь нужно сказать, что он был выдающимся истолкователем классической музыки. Его исполнения сонат и партит И.С.Баха, концерта и квартетов Бетховена вызывали всеобщий восторг и уважение к интерпретации. Это были те произведения, которые Ауэр изучал в классе Иоахима. Наряду с ними были также изучены концерты Шпора, Гольдмарка, Бруха, Молика, которые впрочем не встретили успеха у публики и остались лишь в учебном репертуаре Ауэра. Как утверждают исследователи, современники ценили в Ауэре его художественный вкус и тонкое ощущение классической музыки, В его игре постоянно отмечались строгость и простота, умение вжиться и передать исполняемое произведение в соответствии с его характером и стилем. В этом в большой мере сказалось воспитание, полученное Ауэром у Иоахима. Скажу также, что несмотря на вышеизложенное, в исполнительском репертуаре Ауэра, как утверждают исследователи, совсем не было произведений Моцарта. Может быть, они имели место быть в его учебном репертуаре.

Наряду с этим Ауэр был горячим пропагандистом современной русской музыки, первым исполнителем некоторых произведений которой он являлся. Композиторы этих произведений высоко ценили мастерство и художественность игры Ауэра. Среди них Чайковский, написавший специально, для Ауэра "Меланхолическую серенаду", Глазунов и Аренский, Танеев со своей "Концертной сюитой". Близкий друг Чайковского Н.Д.Кашкин писал про первое исполнение Ауэром в Москве концерта Чайковского : "Скрипичный концерт Чайковского слышали в Москве много раз и от прекрасных исполнителей; но г. Ауэр, выступивший с ним в тот вечер, совершенно увлек публику виртуозным блеском и теми новыми оттенками, которые он сумел вложить в это произведение"(цит. По : "Артист", февраль, кн. 2, № 34, с.227). Своей интерпретацией Ауэр создал художественную традицию, которая живет до наших дней, как лучшая традиция русской скрипичной школы.

Ауэр был одним из тех исполнителей, которые усиленно пропагандировали творчество Брамса, плохо принимавшееся в XIX веке. Он играл его "Венгерские танцы"(в аранжировке Иоахима), сонаты и квартеты, в дальнейшем написал свою знаменитую каденцию к Концерту и не раз включал в программы своих выступлений, а позже и в репертуар своих учеников. С большой симпатией он относился к произведениям А.Вьетана, таким как "Баллада и полонез", "Цыганка", "Reverie", его Концертам.

Виртуозная литература в программах Ауэра занимала весьма скромное место. В молодости он исполнял "Moto Perpetuo" Паганини, затем некоторые фантазии и Концерт Эрнста, пьесы и концерты Вьетана.

К сожалению никто сейчас не может похвастаться тем, что слышал музыкальные произведения в исполнении этого замечательного скрипача, поэтому составить мнение об его игре мы можем только по воспоминаниям его современников. В своей игре Ауэр стремился, прежде всего, к выразительности и художественной законченности передачи музыки, он обладал "небольшим по силе, но певучим, мягким, серебристым тоном, высоким изяществом техники, виртуозным исполнением двойных нот, хроматических гамм и трелей. Исполнению Ауэра были присущи теплота и чарующий лиризм"([1], с. 6). А.Униковская, скрипачка-любительница, которая занималась у Ауэра в детском возрасте, писала в своих "Воспоминаниях": "Его понимание красоты музыки и скрипичной игры было такое глубокое и тонкое, чистота' звука, верность интонации, благородство фразировки создавали из каждой сыгранной им фразой такое чудеснейшее звуковое изваяние, совершенное по своей форме и по внутреннему содержанию, что хотелось только одного : играть, как он" (цит. По :А.Униковская, "Воспоминания").

Современники по достоинству оценивали игру Ауэра: "У него нет силы и энергии Венявского, феноменальной техники Сарасате, но у него есть не менее ценные качества : это необыкновенное изящество и округленность тона, чувство меры и в высшей степени осмысленная музыкальная фразировка и отделка самых тонких штрихов; оттого его исполнение отвечает самому строгому требованию" (цит. По : "Русский музыкальный вестник", 1880 г., № 25, с. 3). Даже кучкисты после 1900 года более восторженно отзывались об игре Ауэра : "Серьезный и строгий художник... одаренный способностью к блеску и грации... вот что такое Ауэр"(цит. По :"Новое время", 1901 г., № 9208, с. 4). "К сожалению никто сейчас не может похвастаться тем, что слышал музыкальные—произведенияв исполнении этого замечательного скрипача, поэтому составить мнение об его игре мы можем только по воспоминаниям его современников.

Через всю жизнь Ауэра красной нитью проходит любовь к камерной музыке. Как уже упоминалось выше, он почти постоянно играл в ансамбле с А.Есиповой, который радовал ценителей музыки в течение многих лет. Кроме этого он много раз играл с А.Рубинштейном; в 80-х годах исполнил весь цикл Бетховенских сонат с французским пианистом Л.Брассеном; в 90-е годы этот же цикл был исполнен с д'Альбером. Также Ауэр играл и в других фортепианных ансамблях: с С.Танеевым, В.Сафоновым, молодым С.Ляпуновым, И.Гофманом, Р.Пюньо.

Говоря о квартете РМО можно отметить, что с приходом Ауэра изменился стиль квартета. Выдающуюся роль сыграл ансамбль в деле пропаганды русского классического камерного искусства. Ауэр писал, что "каждое новое камерное произведение для рояля и струнных инструментов неизменно исполнялось нашим квартетом, который впервые исполнял его перед публикой" (цит. По: Л.Ауэр, "Среди музыкантов", с. 75).Большая часть квартетов П.И.Чайковского, А.П.Бородина, А.С.Аренского, Ц.А.Кюи, А.Г.Рубинштейна была в Петербурге сыграна впервые квартетом РМО. Дело даже не в официальных премьерах, а в том, что только в интерпретации этого квартета они получили подлинное раскрытие своего содержания.

Теперь несколько слов о дирижерской деятельности Ауэра. В течение нескольких сезонов он был главным дирижером симфонических собраний РМО, он же был одним из организаторов симфонического оркестра при РМО, который к сожалению просуществовал всего 2 года. Наряду с этим Ауэр занимался пропагандой симфонической музыки русских композиторов в своих поездках не только по России, но и за рубежом.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Педагогические взгляды Л.С.Ауэра