Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

В формировании денежно-кредитной политики Республики Беларусь как суверенного государства есть основание выделять несколько этапов [12, стр. 596].

Начало первому этапу было положено принятие Верховным советом РБ XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании "белорусского расчетного билета" в качестве национальной валюты. Национальному банку Беларуси де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние денежной единицы как символа суверенного государства.

Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансии.

Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.

К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии. На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специальной Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянута программа так и не была выполнена должным образом.

Нарастание кризиса неплатежей и обострение других проблем в условиях сдерживания радикальных преобразований, отсутствие должной теоретической концепции предопределили принятие курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет.

Тем самым узкому кругу льготников была предоставлена возможность присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

Денежная масса постоянно обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6% . Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт "бегства от денег", возросла до 10-12 оборотов в год.

В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв (спрэд) между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами.

Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.

Гипертрофированными темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполняться всевозможными суррогатами. Резко возросла "долларизация" экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

Таким образом, концепция "форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии" с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях переформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.

Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. Такие изменения были приняты под давлением нарастающих проблем, при участии МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее соглашение.

В первую очередь с учетом интересов предприятий-экспортеров и российских партнеров была ликвидирована множественность валютных курсов и восстановлена валютная биржа.

Несколько сократились объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (т. е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению более высокой доходности активов в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.

Вместе с тем процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек от завершения. Так, объемы прироста кредитной эмиссии (чистый внутренний кредит Национального банка) превышают официальные темпы прироста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная "долларизация" белорусской экономики.

Ужесточение денежно-кредитной политики в условиях нереформируемой экономики грозит нарастанием неплатежеспособности, прежде всего государственных предприятий, которые привыкли получать кредитную подпитку на льготных условиях. Положительные процентные ставки по рублевым вкладам сохраняют склонность населения к рублевым сбережениям, тем самым несколько блокируют инфляцию и способствуют стабилизации валютного курса. Но в длительной перспективе, когда радикальные преобразования откладываются, это может обернуться удорожанием кредитных ресурсов, снижением рентабельности реального сектора экономики и его инвестиционных возможностей, в целом - кризисом банковской системы.

Фактически современный этап денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 г., его главная цель - обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг. [5] и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. В свете Концепции основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики в 2001-2010 гг. и деятельности Национального банка являются [12, стр. 598]:

    защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

    развитие и укрепление банковской системы;

    обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Эти цели были реально закреплены в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2002, 2003, 2004 гг. На их реализацию было направлено решение следующих задач [9, стр. 324]:

    формирование динамики обменного курса белорусского рубля, адекватной макроэкономическим условиям, уровню производительности основных факторов производства и общей конкурентоспособности национальной экономики;

    обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям плательного баланса;

    развитие и укрепление банковской системы, прежде всего в части расширения ресурсной базы и повышения капитализации банков;

    повышение операционной эффективности автоматизированной системы межбанковских расчетов, ее надежности и безопасности.

Степень решения этих задач определяется системой показателей. Наряду с официальным контролируемым показателем обменного курса белорусского рубля (на конец периода) к российскому рублю Основные направления включают индикативные денежно-кредитные показатели: обменный курс (на конец периода) к доллару США, чистые иностранные активы (ЧИА) органов денежно-кредитного регулирования, динамика рублевой денежной базы и рублевой денежной массы.

В 2002 - 2003 гг. было продолжено проведение денежно-кредитной политики, направленной на дальнейшее углубление финансово-экономической стабильности, поддержание плавных и предсказуемых темпов девальвации белорусского рубля.

Параметры денежно-кредитных показателей в 2004 г. поддерживались на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих достижение оптимальной в складывающихся условиях динамики обменного курса белорусского рубля.

Параметры денежного предложения в белорусских рублях в 2004 г. формировались в условиях роста спроса экономики на белорусские рубли, переориентации предпочтений населения в сторону увеличения объемов сбережений в национальной валюте [12, стр. 599].

В 2004 г. продолжалось снижение уровня долларизации экономики страны. Так, доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы увеличилась на 5,4 процентных пункта и на 1 января 2005 г. составила 61 % (за 2003 г. - 4,7 процентного пункта и 55,5 % соответственно).

Анализ воздействия внутренних и внешних банковских операций на изменение широкой денежной массы показывает принципиальное сохранение общих пропорций. Прирост чистых внутренних активов банковской системы (ЧВАБС) по отношению к приросту широкой денежной массы в 2004 г. составил 86,7 % (в 2003 г. - 88,3 %), чистых иностранных активов банковской системы (ЧИАБС) - 13,3 % (в 2003 г. - 11,7 %).

Международные резервные активы Республики Беларусь в г. увеличились на 274,8 млн. дол. США и на 1 января г. составили 770,2 млн. дол. США.

Денежная база в белорусских рублях и иностранной валюте в 2004 г. увеличилась на 41,9 %, или на 707,1 млрд. р. (в 2003 г. - на 49,9 %, или на 557 млрд. р.).

Проводимая в 2004 г. процентная политика была ориентирована на постепенное снижение номинальных значений процентных ставок на депозитном и кредитном рынках при сохранении их положительных в реальном выражении значений, способствующих росту сбережений в национальной валюте и увеличению доступности кредитов банков для реального сектора экономики.

Предпринятые меры процентной политики, складывающаяся экономическая ситуация, прежде всего замедление инфляционных процессов, создавали стимулы для снижения всего спектра процентных ставок на финансовом рынке, в том числе ставок денежного рынка, кредитного рынка, межбанковского кредитования (МБК).

Таким образом, целевые ориентиры денежно-кредитной политики, предусмотренные Основными направлениями на 2004 г., выполнены.

Основными; итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2004 г. явились: обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, замедление инфляционных процессов, поддержание процентных ставок на уровнях, способствовавших увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, рост ресурсов, собственного капитала и уставного фонда банков, эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Вместе с тем в области денежно-кредитного регулирования, работе банковской системы существует целый ряд проблем. Одной из главных проблем, обозначенных Концепцией развития банковской системы, является увеличение объемов долгосрочного кредитования инвестиций, научных исследований и разработок и других направлений инновационного развития национальной экономики. Основой этого является рост кредитно-инвестиционного потенциала банковской системы.

В 2004 г. банковская система поддерживала инвестиционную деятельность выдачей долгосрочных кредитных ресурсов в объеме 2501,9 млрд. р. во всех видах валют (рост по отношению к 2003 г. - 36,9 %). Удельный вес долгосрочных кредитов в ВВП вырос до 5,4 % (4,3 % в 2003 г.), однако по-прежнему рост объемов долгосрочного кредитования экономики и населения опережает увеличение объема инвестиций в основной капитал.

Так, доля инвестиционных кредитов в общем объеме кредитов на 01.01.2005 г. не достигла и 14 %.

Увеличению кредитно-инвестиционной активности банковской системы будут способствовать внедрение ипотечного кредитования, финансовый лизинг, расширение инвестиционных и других операций с ценными бумагами.

Этому будет содействовать и решение общей задачи качественного совершенствования денежно-кредитной системы на основе сохранения преемственности целей курсовой, валютной, процентной политики, содержания денежной программы, применения инструментов денежно-кредитной политики, путей развития платежной системы, финансового рынка, расширения международного сотрудничества, прежде всего с Россией и странами СНГ.

Макроэкономическая ситуация в январе - сентябре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась [15]:

поддержанием высоких темпов экономического роста: объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в сопоставимых ценах увеличился на 8,4 процента, промышленного производства - на 8,2 процента, продукции сельского хозяйства - на 5,6 процента; сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей народного хозяйства: объем инвестиций в основной капитал увеличился в сопоставимых ценах на 16,6 процента;

ростом реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы на 16,2 процента и 10,2 процента соответственно;

профицитом консолидированного (2,7 трлн. рублей, или 3,9 процента к ВВП) и республиканского (2,4 трлн. рублей, или 3,5 процента к ВВП) бюджетов;

снижением безработицы: на конец сентября 2008 г. численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила 46,5 тыс. человек, уменьшившись с начала 2008 года на 10,6 процента.

Рост промышленного производства сопровождался понижением рентабельности реализованной продукции, прежде всего в топливной отрасли, которое обусловлено изменениями в условиях поставки российской нефти.

В январе - сентябре 2008 г. на валютном рынке сложилась следующая ситуация. Оборот внутреннего u1074 валютного рынка относительно января - сентября 2007 г. увеличился на 16 процентов и достиг 37,2 млрд. долларов США.

В результате опережающего роста предложения иностранной валюты по сравнению со спросом на нее чистая продажа иностранной валюты юридическими лицами уменьшилась с 869,6 млн. долларов США в январе - сентябре 2006 г. до 595,4 млн. долларов США в отчетном периоде 2008 года. Чистая покупка населением иностранной валюты за счет личных средств и безналичных перечислений снизилась и составила 326,3 млн. долларов США против 481,8 млн. долларов США в аналогичном периоде 2007 года.

Конечной целью денежно-кредитной политики в 2007 году являлась ограничение совместно с мерами экономической политики Правительства темпов инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, на уровне 6 - 8 процентов.

Прирост индекса потребительских цен в январе - сентябре 2008 г. составил 5,4 процента (0,6 процента в среднем за месяц) против 3,1 процента в январе - сентябре 2007 г. (0,3 процента в среднем за месяц).

В январе - сентябре 2008 г. для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Национальный банк применял систему монетарных ориентиров, в качестве которых использовались обменные курсы белорусского рубля к доллару США и российскому рублю, показатель активной рублевой денежной массы.

Курсовая политика обеспечила стабильность курса белорусского рубля к доллару США, который за январь - сентябрь 2008 г. снизился на 0,4 процента и на 1 октября 2007 г. был равен 2 149 белорусским рублям за 1 доллар США.

В результате изменения взаимного курса российского рубля к доллару США официальный курс белорусского рубля к российскому за январь - сентябрь 2008 г. понизился на 6,1 процента и на 1 октября 2008 г. составил 86,09 белорусского рубля за 1 российский рубль.

Такая политика курсообразования способствовала сохранению позитивных ценовых условий для повышения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, в январе - сентябре 2008 г. находился ниже уровня аналогичного периода 2007 года на 6,1 процента, реальный эффективный курс - на 4,9 процента.

Развитие ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере в январе - сентябре 2008 г. показывает, что задачи, предусмотренные в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, [3], в целом выполнены.

Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США на 1 января 2009 г. будет находиться в диапазоне 2 650 - 2 860 рублей за 1 доллар США.

Наряду с показателями обменного курса в качестве монетарного ориентира денежно-кредитной политики используется показатель активной рублевой денежной массы (денежный агрегат M1 - наличные деньги в обороте, переводные депозиты юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь).

За январь - сентябрь 2008 г. активная рублевая денежная масса возросла на 1,9 процента. Ее структура в этом периоде характеризуется ростом наличных денег в обороте и переводных депозитов физических лиц на 11,7 и 17,3 процента соответственно при сокращении переводных депозитов юридических лиц на 14,7 процента.

Динамика наличных денег и переводных депозитов физических лиц определялась значительным увеличением реальных денежных доходов населения, объемов операций по покупке наличной иностранной валюты населением, розничного оборота товаров и услуг, а также расширением расчетов физических лиц с использованием банковских пластиковых карточек.

Сокращение переводных депозитов юридических лиц связано с превышением затрат организаций (прежде всего в результате роста цен на энергоносители) над поступлением денежных средств на их текущие счета, снижением в январе - сентябре 2008 г. реальной прибыли и рентабельности продукции, чистой кредиторской задолженности, а также с существенным увеличением запасов готовой продукции на складах промышленных предприятий.

Спрос экономики на деньги по активной рублевой денежной массе оценивается в 20 процентов за 2008 год при прогнозе 20 - 25 процентов.

Операции Национального банка обеспечивали движение ставки однодневного межбанковского кредита в национальной валюте внутри коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным инструментам, а также сглаживали ее ежедневные колебания. Общая динамика ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования.

Ставка рефинансирования Национального банка в январе 2008 г. не изменялась, а с 1 февраля 2008 г. в целях стимулирования сбережений в национальной валюте и для нейтрализации инфляционного и девальвационного давления, вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов годовых.

По мере нормализации ситуации, а также учитывая положительные тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса белорусского рубля, Национальный банк с 1 июля по 1 октября 2008 г. понизил ставку рефинансирования до 10 процентов годовых. Средний уровень ставки рефинансирования в январе - сентябре 2008 г. составил 10,7 против 10,8 процента годовых за аналогичный период 2007 года. В реальном выражении в январе - сентябре 2008 г. ставка сложилась положительной в размере 3,7 против 6,7 процента годовых в январе - сентябре 2007 г.

Ставка рефинансирования к концу 2008 года оценивается на уровне 10 процентов годовых.

Для ограничения денежного предложения и соответственно снижения спроса на валютном рынке ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям рефинансирования с 17 января 2008 г. были повышены до 20 процентов годовых.

Для обеспечения стабильности платежного процесса, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк использовал операции на открытом рынке (ломбардный кредитный аукцион, ломбардный кредит по фиксированной ставке).

Беларусь на 2009 год призваны представить субъектам экономики и широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в области монетарной политики [5]. В 2009 году, как и в предыдущие годы, эти действия будут направлены на создание условий для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития, обеспечение устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения прежде всего путем:

обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развития и укрепления банковской системы;

повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В 2009 году Национальный банк продолжит соблюдение основных принципов денежно-кредитной политики, к которым относятся:

построение иерархии ее целей;

определение механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей;

обеспечение прозрачности и доступности информации о целях, задачах и действиях центрального банка страны, что предполагает постоянное информирование им общественности о принимаемых решениях, инструментах монетарной политики, публикацию статистики, отчетов;

единство и взаимосвязь монетарной политики с другими составляющими государственной макроэкономической политики.

В соответствии с прогнозом на 2009 год [5] социально-экономическое развитие страны характеризуется высокими темпами прироста основных макроэкономических показателей, в том числе прироста ВВП - до 11 процентов.

В 2009 году сохранится стратегическая направленность денежно-кредитной политики на обеспечение условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.

Важнейшим базовым условием обеспечения высоких темпов долговременного экономического роста является сохранение финансовой стабильности, в основе которой - устойчивость национальной валюты.

Цель денежно-кредитной политики в 2009 году - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Наиболее эффективным каналом влияния денежно-кредитной политики на внутреннюю и внешнюю устойчивость белорусского рубля остается поддержание его стабильного курса к доллару США. Это связано со значительным удельным весом доллара США на внутреннем валютном рынке и в структуре валютных сбережений населения, а также с его высокой долей в расчетах по внешнеторговым операциям.

Обменный курс белорусского рубля будет использоваться в качестве монетарного ориентира.

Установление параметров изменения курса белорусского рубля к доллару США в 2009 году позволит воздействовать на снижение инфляционных и девальвационных ожиданий, в значительной степени определяющих поведение экономических агентов, и тем самым окажет стабилизирующее влияние на уровень цен и динамику обменного курса. С учетом открытости экономики Республики Беларусь обменный курс также может использоваться в качестве инструмента воздействия на динамику внутренних цен на основе ограничения роста цен на импортные товары. Сдерживание роста рублевого эквивалента стоимости импортных материалов, сырья и комплектующих изделий позволит снизить темпы роста издержек и соответственно внутренних цен на продукцию белорусских товаропроизводителей.

Данная курсовая политика в условиях мировых тенденций взаимной динамики курсов мировых валют не будет способствовать значительному укреплению реального курса, способному оказать негативное влияние на ценовую конкурентоспособность отечественных производителей.

Использование монетарных инструментов будет направлено на достижение целей денежно-кредитной политики.

Планируется дальнейшая активизация роли процентной ставки как инструмента денежно-кредитной политики. В условиях преимущественного формирования денежного предложения через кредитный канал усиливается значимость и эффективность данного инструмента в снижении инфляции.

При прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования к концу 2009 года может быть снижена до 7 - 9 процентов годовых.

Общая динамика ставок по операциям Национального банка определится ставкой рефинансирования, которая задаст минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности.

При реализации монетарной политики Национальный банк отдаст приоритет процентной ставке как основному операционному инструменту воздействия на денежную сферу. Операционной целью явится ставка однодневного межбанковского кредита в национальной валюте. Пределы ее колебаний зададутся ставками по постоянно доступным инструментам (кредиту овернайт, СВОП и депозитам по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам будет способствовать большей стабильности и предсказуемости денежных рынков, сужению пределов колебаний стоимости ресурсов на межбанковском рынке, а также усилит влияние сигнала процентных ставок на банковскую систему и в целом на экономику.

Ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке обеспечат движение ставки однодневного межбанковского кредита в национальной валюте в необходимом диапазоне (коридоре), а также уменьшат ее ежедневные колебания.

Основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы станут аукционные операции, проводимые Национальным банком на регулярной основе на стандартные сроки. Аукционные операции по предоставлению и изъятию ликвидности направлены на снижение колебаний межбанковских ставок в рамках коридора, повышение стабильности и ликвидности внутреннего рынка, формирование ориентиров доходности на различные сроки и на этой основе - на снижение рыночных рисков.

Кроме того, сохранится возможность поддержки ликвидности банков на неаукционной основе, в том числе за счет увеличения совокупного лимита по постоянно доступным инструментам регулирования ликвидности.

Сохранятся базовые принципы процентной политики - поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте содействует достижению целей денежно-кредитной политики по ограничению инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитных ресурсов выступает в качестве одного из стимулов экономического роста.

На конец 2009 года процентные ставки по новым срочным депозитам в банках могут составить 7 - 10 процентов годовых, по кредитам нефинансовому сектору - 10 - 12 процентов годовых.

В 2009 году с учетом ожидаемого роста ВВП и оценок изменения скорости обращения денег прогнозируется увеличение рублевой денежной массы на 34 - 38 процентов, широкой денежной массы - на 33 - 37 процентов.

В широкой денежной массе депозиты физических лиц возрастут на 3,3 - 3,7 трлн. рублей. Такое увеличение депозитов основано на прогнозируемом росте денежных доходов населения, структуре ожидаемых расходов, уровне инфляции и величине процентных ставок, расширении перечня банковских операций, услуг и повышении их качества.

При управлении золотовалютными резервами государства Национальный банк будет ориентироваться на обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >