Эволюция концептуальных подходов к логистике

Три периода развития систем продвижения материальной продукции: дологистический период, период классической логистики и период неологистики. Каждый из периодов характеризуется соответствующими концептуальными подходами к созданию и управлению названных систем и адекватными их критериями.

В дологистический период (до 1950-х годов) управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечеие рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. Это означало, что транспортный отдел нередко рассматривался как инородный, даже «паразитирующий элемент» в организационной структуре компании.

Быстрое развитие нерельсового транспорта заметно повысило его роль в товародвижении. Предпочтение стало отдаваться оптимизации перевозок.

Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, где центральное место стало занимать управление процессов товародвижения. Во-вторых, использование комплексного подхода к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. Логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными потоками, производством и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. Всё это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать такой общий результат деятельности, который превосходил сумму отдельных эффектов.

Период классической логистики (начало 1960-х годов). Вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы. Выделяют три концептуальных подхода к их созданию, отличавшихся сферой применения компромиссов (гармонизацией экономических интересов) и критериями. В рамках каждого подхода компромиссы носили внутрилогистический функциональный характер и не затрагивали собственно производственную деятельность фирм.

При первом подходе область действия компромиссов составляли затраты на отдельные логистические операции одной фирмы. А критерием был минимум общих затрат на материальное распределение. Увеличивая затраты на одни операции с целью большего снижения расходов на другие, оказывалось возможным сводить к минимуму издержки на всю логистическую систему. Увеличение затрат на транспортировку и их сокращение на управление запасами и складирование. Переход к иному критерию – извлечение максимальной прибыли фирмы от логистической операции, который ориентирован одновременно и на затраты и на спрос. В конце периода классической логистики произошли изменения в её концепции. Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль о логистических операций всех фирм-участниц. Акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики.

Период неологистики (начало 1980-х годов), или логистика второго поколения. В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Ни одна из функциональных зон внутри фирмы, включая логистику, обычно не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы или предприятия. Необходимо было использовать знания и опыт менеджеров, рассматривающих деятельность фирмы как единое целое.

В рамках этого подхода функции логистики рассматривались как важнейшая подсистема общефирменной системы. Логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели – достижение максимальной эффективности работы всей фирмы. Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие неологические её подразделения. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия.

С середины 1980-х годов в западных странах наметился новый подход к развитию логистики. Концепция «общей ответственности». Его специфика – в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий – максимальное соотношение выгод и затрат.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >