ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Законодательное регулирование в Российской Федерации вопроса об иммунитете государства весьма противоречиво и непоследовательно. Доктрина абсолютного иммунитета Российского государства вошла в противоречие с принципом «торгующего государства», который закреплен во многих законах и иных нормативных актах России. Те изъятия из абсолютного иммунитета, которые предусмотрены в нормативных актах, настолько широки и многообразны, что фактически сводят на нет принцип абсолютного иммунитета.

Положения ГПК РСФСР (ст. 435) и АПК РФ (ст. 213) не отвечают интересам российских субъектов гражданского права – физических и юридических лиц, поскольку без их согласия иностранного государства они не могут предъявлять ему иски. И, наоборот, субъекты иностранного права (физические и юридические лица) могут предъявлять иски к Российскому государству в своих судах, не спрашивая на то его согласия, на основе своих законов или судебной практики, связанной с теорией ограниченного иммунитета, если, конечно, такие иски основаны на коммерческой деятельности государства.

К тому же ст. 435 ГПК РСФСР носит чисто декларативный характер. Как же может Правительство РФ принимать ответные меры по отношению к иностранному государству, если иски иностранных физических или юридических лиц к Российскому государству могут быть заявлены без его согласия и основаны на законах иностранного государства, в котором закреплен принцип ограниченного иммунитета (например, Закон США об иммунитете иностранных суверенов 1976г.). Поучительным в этом случае могло бы быть дело о «царских долгах».

Очевидно, что российское законодательство, основанное на принципе абсолютного иммунитета иностранного государства, нуждается в изменениях. Специалисты Исследовательского центра частного права при Президенте России, разработавшие указанный законопроект предлагают для избежания повторных скандалов с корпорацией «Нога Трейдинг С. А.» следующее:

  • 1. дополнить ФКЗ «О Правительстве РФ» нормой о том, что Правительство РФ вправе заключать внешнеэкономические сделки только на основании заключений Министерства юстиции РФ, Министерства иностранных дел РФ.
  • 2. установить четкий порядок заключения сделок с иностранным элементом от имени государства и исчерпывающим образом определить перечень лиц, которые могут отказываться от иммунитета нашей страны. В этот перечень должны войти Президент, глава Правительства, министр иностранных дел.
  • 3. В ведении правительства РФ находится институт законодательства и сравнительного правоведения, который мог бы давать компетентные заключения по рассматриваемым вопросам.
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >