Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономические arrow Матметоды в эк-ке arrow
Модели сравнительной оценки коммерческой эффективности реальных инвестиционных проектов

Сущность и функции реальных инвестиционных проектов

Состояние любой экономической системы в настоящем времени (будь то предприятие, регион или целое государство), а также возможности ее развития в будущем находятся в тесной зависимости от эффективности инвестиционной деятельности, осуществляемой, соответственно, на микро-, региональном и макроуровне. Иными словами, перспективы успешного функционирования экономического объекта во многом обуславливаются принятием правильных управленческих решений о необходимости реализации конкретных реальных инвестиционных проектов (РИП) — проектов, которые включают в число средств реализации реальные инвестиции.

В работе [133] В. Н. Лившиц и С. В. Лившиц выделяют следующие ключевые проблемы для российской экономики: повышение уровня жизни населения (борьба с бедностью); восстановление производственного потенциала отечественных предприятий; создание предпосылок для достойного существования будущих поколений. Для их решения необходима эффективная инвестиционная политика на следующих трех уровнях: государства, региона, предприятия.

Проведем краткий обзор законодательства Российской Федерации (РФ), регулирующего действия хозяйствующих субъектов в инвестиционной сфере. Согласно ст. 34 Конституции РФ, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [8], а значит— на осуществление инвестиционной деятельности.

Инвестиционные процессы в РФ регулирует целый ряд законодательных документов: Бюджетный кодекс РФ [1], Гражданский кодекс РФ [2], Налоговый кодекс РФ [9], Федеральный закон от 25.02.1998 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [14], Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [13] и др.

Проведем краткий анализ уровня конкурентоспособности национальной экономики РФ. См. [36]. В настоящее время экономика РФ характеризуется достаточно низким уровнем конкурентоспособности в глобальном мировом пространстве. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ; англ., World Economic Forum), на текущий момент экономика РФ характеризуется стадией перехода от 2-го типа развития (англ., Efficiency-driven economy) к третьему типу развития (англ., Innovation-driven economy) [249, с. 38]. Для сравнения отметим, что Украине присущ 2-й тип развития, Польша также находится на стадии перехода от 2-го типа к 3-му типу развития, а для США и Японии характерен 3-й тип развития [249, с. 38].

Специалисты ВЭФ делят национальные экономики (в зависимости от характера развития) на три основные группы: 1) первая ступень развития — экономическая система типа Factor-driven (факторная экономика), конкурентное преимущество которой заключается в так называемой «факторной одаренности» (наличию низкоквалифицированной рабочей силы и природных ресурсов); компании конкурируют благодаря ценовому аспекту и реализуют элементарные продукты или сырье, а также характеризуются низкой производительностью, не позволяющей выплачивать работникам предприятий высокую заработную плату; 2) вторая ступень развития — экономическая система типа Efficiency-driven (эффективная экономика), которая отличается от первой ступени развития более высокой производительностью и заработной платой, а также быстрыми темпами развития; компании вынуждены разрабатывать более эффективные производственные процессы и улучшать качество выпускаемой продукции; 3) третья ступень развития — экономическая система типа Innovation-driven (инновационная экономика), в которой фирмы могут участвовать в конкуренции благодаря разработке и выпуску новых/уникальных товаров, с применением новейших технологий и/или наиболее современных производственных процессов или бизнес-моделей [246, с. 8-9]. Далее рассмотрим динамику Глобального индекса конкурентоспособности (англ., The Global Competitiveness Index, GCI) за 2008-2016 гг. по следующим странам: РФ, Украина, Польша, США и Япония (табл. А.1, Приложение А). GCI — комплексный показатель, используемый ВЭФ для анализа конкурентоспособности национальных экономик [246, с. 4]. При этом под конкурентоспособностью (англ., Competitiveness) понимается комплекс институтов, норм и факторов, которые определяют уровень производительности страны [246, с. 4].

Вычисление GCI осуществляется на основе более 100 показателей [247, с. XIII]. ВЭФ использует данные из двух источников: 1) международные организации и национальные источники; 2) опрос мнений руководителей компаний (англ., Executive Opinion Survey) [247, с. 11]. В ежегодном Отчете по глобальной конкурентоспособности ВЭФ (англ., The Global Competitiveness Report) за 2015-2016 гг. отражены сведения о 140 национальных экономических системах [249, с. 5]. Показатели, учитываемые при расчете GCI, объединены в 12 групп: 1. «Институты», 2. «Инфраструктура», 3. «Макроэкономическое окружение», 4. «Здравоохранение и начальное образование», 5. «Высшее образование и профессиональная подготовка», 6. «Эффективность товарного рынка», 7. «Производительность рынка труда», 8. «Развитие финансового рынка», 9. «Технологическая готовность», 10. «Объем рынка», 11. «Усовершенствование бизнеса», 12. «Инновации» [246, с. 4-7].

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Модели сравнительной оценки коммерческой эффективности реальных инвестиционных проектов