Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow История arrow
Россия во внешней политике США и США во внешней политике России в 90-е годы XX века

Интересы США в отношении России в постсоветский период

С конца 40-х и вплоть до 1989-1991 годов основной целью США было сдерживание угрозы, которую представлял Советский Союз и Поддержание баланса сил между двумя великими державами. конечно крушение Советского Союза обрадовало Соединенные Штаты, но вместе с тем и дезориентировал творцов американской внешней политики, которые первое время просто не знали как себя вести на мировой арене.

Все, кто участвовал в разработке новой внешней политики США, после окончания "холодной войны", понимали, что несмотря на то, что рухнул Советский Союз, все запасы ядерного оружия остались на территории его преемницы России. Но тем не менее, в приоритет они ставили все-таки преобразования режимов в отличие от поддержания баланса сил. И это оказало прямое влияние на формирование политики США в отношении России.

Особенно важным стало более глубокое понимание тенденции нарастания ассиметрии в соотношении сил между Россией и США. Первоначально неясность относительно этого вопроса сдерживала осторожную администрацию Клинтона. Но уже к концу 90-х годов вашингтонские лидеры начали считать, что Россия располагает минимальными возможностями для оказания влияния на американскую внешнюю политику, даже в таких традиционных сферах российского влияния, как Балканы. И эти идеи в америке придали смелости администрации Клинтона. Они стали проводить внешнюю политику, которая включала расширение НАТО и войну против Сербии, что еще десять лет назад, безусловно, вызвало бы конфликт между двумя великими державами. И это можно расценивать так, что Соединенные Штаты почти списали России с весов международного влияния. И в дальнейшем США продолжали в своей внешней политике работать над разрушением асимметрии между двумя великими державами.

Превращение России в зависимую периферийную страну - это одна из внешнеполитических стратегий Соединенных Штатов, направленная, в первую очередь, на разрушение российской экономической системы. Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (MAP). МБРР и МАР вместе образуют организацию, известную под именем Всемирного банка (ВБ). Все они играют роль важнейших орудий такого регулирования периферийной экономики, при котором она была бы важным источником доходов центра. А самое главное - эти международные экономические институты находятся под фактическим контролем США.

После распада Советского Союза главной задачей Соединенных Штатов стало не дать России возродить полноценную государственную экономику, вновь выйти на мировую арену в качестве "сверхдержавы", а для этого было необходимо проводить разрушение государственной системы изнутри.

И весь путь разрушения государственной экономики прошел через руки нашего правительства, которое само привлекло (или с радостью приняло помощь) западных, в первую очередь американских специалистов для разработки плана реформирования экономики страны,а затем и в качестве советников президента и правительства страны в экономических вопросах. Американцы с 1992 г. вплоть до сентября 1998 г. и прямо, и через МВФ определяли экономическую политику правительства России, которое вначале возглавлял Егор Тимурович Гайдар, а затем - Виктор Степанович Черномырдин. Механизм был довольно прост. Все ключевые параметры российской государственной экономической политики на новый год разрабатывались экспертами МВФ и направлялись правительству России. В ответ следовали "Заявление Правительства и Центрального банка РФ о среднесрочной стратегии и экономической политике на год", в котором давалось обязательство неуклонно выдерживать предложенные параметры, и "Приложение к Заявлению", в котором излагались все основные требования МВФ. Но хотя и "Заявление", и "Приложение" шли от имени российского руководства, эксперты МВФ не обременяли российских чиновников работой, они писали эти документы сами. В России их лишь переводили с английского языка на русский.

Нашей страной просто управляли из вне, по крайней мере ее экономикой. Тем более управляли специалисты из государства, которое спит и видит как Россия опускается на самое дно во всех сферах международной деятельности. О каком уважении к нашему государству может идти речь после того, как в сентябре 1997 г. в "Независимой газете" было опубликовано письмо заместителя министра финансов США Лоуренса Саммерса первому вице-премьеру российского правительства Анатолию Борисовичу Чубайсу в котором содержались указания, каким должен быть экономический курс России. А в следующем номере этой же газеты была напечатана ответная статья главного редактора "Независимой газеты" Виталия Товиевича, которая называлась "Правительство холопов". Он раскритиковал подобную политику нашего правительства и писал по этому поводу:"....российское правительство состоит из бездарностей, которых нужно не обучать с помощью МВФ и Всемирного банка, а гнать в шею. А на их место ставить новых людей - граждан России. Что таковых в стране нет, я никогда не поверю." Это не просто экономические вопросы государства - это будущее нашей страны и нашего народа. Доверять собственное будущее в чужие, незаинтересованные в успехе руки, могут только те люди, которых не волнует будущее страны.

Другой способ противостояния попыткам России уйти от экономической зависимости от запада - расширение НАТО. Но некоторые американские политики считают и эти меры недостаточными. 3бигнев Бжезинский полагает, например, что лучшим выходом из создавшегося положения было бы расчленение России на три части: Европейскую Россию, Сибирскую республику и Дальневосточную республику. В таком случае у нее, наверняка, не будет никакого шанса выбраться из тупика, в котором она оказалась благодаря непосредственному участию своих руководителей.

Выше уже было сказано, что результатом "демократических реформ", проводившихся в России под влиянием Запада, прежде всего США, был полный развал хозяйства страны. Прямым организатором этой экономической катастрофы было правительство России, действовавшее под верховным руководством Бориса Николаевича Ельцина. Не успели заметить, как ВВП уменьшился более чем вдвое. Если в 1985 г. доля РСФСР в мировом производстве составляла 5% (СССР - около 8%), то в 1997 г. доля России - 1,6%. Если в 1990 г. по абсолютному объему ВВП Россия занимала 7-ое место в мире: впереди нее были лишь США, Япония, Германия, Франция, Италия и Великобритания (СССР занимал тогда 4-е место в мира, а до 1990 г. - 3-е место), то в 2000 г. - 18-ое место. По объему ВВП на душу населения в 1990 г. Россия числилась на 44-ом месте, в 2000 г. - на 90-ом. И из-за того, что Россия практически лишилась собственного животноводства, она впервые в истории утратила продовольственную самостоятельность. По меньшей мере, 52% продовольственных товаров, потребляемых в стране, стало завозиться из-за рубежа.

В общем говоря, все, что называли "реформами" вылилось для нашей страны тотальным разрушением.

Администрация Клинтона начинала свою деятельность как самая русофильская в истории США. В основе ее политики на российском направлении лежало стремление закрепить и обеспечить устойчиво демократическое развитие России, которое исключало бы как откат в коммунистическое прошлое, так и скачок в сторону авторитаризма с националистической окраской. Вашингтон приложил немалые усилия для демонстрации преимуществ либерально-демократического правления и открытого общества.

Президентство Ельцина начиналось на сильной проамериканской ноте: США выступали не только главным другом молодой российской демократии, но и моделью для нее. Демократизация, однако, оказалась процессом гораздо более сложным, чем виделось при сломе авторитарного режима. Как выяснилось, демократизирующееся государство может применять насилие против сторонников оппозиции и даже вести войны, как Россия в Чечне.

Наряду с поддержкой демократии другим важнейшим постулатом американской политики являлось всемерное содействие развитию свободно-рыночных отношений в России, интеграции страны в мировое экономическое пространство и его институты - такие как "восьмерка", Лондонский и Парижский клубы кредиторов, Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС), Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Главным инструментом помощи российским реформам стал Международный валютный фонд, действовавший на основе "вашингтонского консенсуса" о методах помощи переходным экономикам, негласно позволявший российскому руководству регулярно не выполнять взятые на себя обязательства. Многолетний дефицит российского бюджета, доминирование в экономике бартерных отношений по существу игнорировались Вашингтоном опять во имя высшей политической целесообразности.

Посткоммунистическая Россия ожидала нового плана Маршалла, но дождалась иного. С ростом суммы российской задолженности Западу обострялось раздражение не столько по поводу обещанной, но неполученной помощи, сколько по поводу беспрецедентной финансовой зависимости России от США. Такая зависимость опасна как для должника, так и для кредитора: она не способна вызвать ни благодарность, ни даже лояльность, а только обиду и гнев. В Америке вскоре отметили, что финансовые вливания в Россию не помогли реструктуризации ее экономики, которая в лучшем случае научилась выживать, защищаясь от наступления рынка, зато способствовали концентрации огромных богатств в руках так называемых "олигархов" и насквозь коррумпированной государственной бюрократии. Вывод очевиден: экономические системы России и Америки, формально однотипные (капиталистические), реально несовместимы.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Россия во внешней политике США и США во внешней политике России в 90-е годы XX века