Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Юридические arrow Семейное право arrow
Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву

Расторжение брака

У российского и мусульманского права различные подходы к вопросам процедуры и необходимых условий развода. Отношение к самому расторжению брака мусульманского и российского права также отличается.

Отношение мусульманского права к разводу выражено в хадисе: " Развод - самый противный из поступков, дозволенных Аллахом"[1]. Из чего делается вывод о том, что развод в своей сущности является порицаемым действием, но никто не вправе помешать расторжению брака в случае, если расторжение брака было совершено с соблюдением всех необходимых условий.

Притом, что развод считается в общем порицаемым явлением, существует ситуации, при которых он становится запрещенным, обязательным или же мубахом (действия, которые не являются ни порицаемыми, ни желательными). Развод обязателен, в случае неспособности мужа обеспечить жену или жить с ней половой жизнью, а также в случае невыполнения женой обязательных требований шариата. Обязанность мужа расторгнуть брак в первых двух случаях возникает только в случае требования развода со стороны жены.

Запретным считается брак, целью которого является нарушение равенства между женами. Данный запрет не влечет автоматически к разводу, а выражает отношение религии к таким действиям. Основой обеспечения данного запрета является не принуждение, а внутреннее убеждение мусульманина, которое не позволяет ему поступать вопреки религиозным нормам.

Российское законодательство относится к разводу индифферентно и считает его личным делом супругов. Государство не вправе препятствовать расторжению брака в случае, если оба супруга требуют расторжения брака (ст.23 СК РФ). Если же один из супругов выступает против расторжения брака, суд может предоставить супругам срок для примирения, по истечении которого он обязан расторгнуть брак.

В российском праве для прекращения брака необходима регистрация расторжения брака государством либо принятие соответствующего судебного решения. В шариате для признания расторжения брака законным достаточно соблюдения ряда условий, принятие какого-либо решения органами государственной власти не обязательно, хотя развод может быть осуществлен и судом.

В соответствии с российским законодательством брак может быть расторгнут либо органами ЗАГСа, либо судом по совместному требованию супругов, или по требованию одного из них. Мусульманским правом предусмотрено два способа прекращения брака, первый из них — собственно развод (талак), право на который имеет только муж, второй (фисх) — аннулирования брака судьей (по заявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующих условий.

Талак делится на четыре вида: произнесение слов развода, хулъа (развод, даваемый жене за денежный выкуп), развод по клятве (иляи), развод, осуществляемый третейскими судьями из числа родственников каждого из супругов.

Аннулирование брака может проводиться судьей в следующих случаях: прекращение брака ввиду неспособности мужа материально обеспечить жену или выплатить ей михр, прекращение брака в связи с подтвержденным обвинением жены в прелюбодеянии, прекращение брака в связи с обнаружением сокрытых при вступлении в брак физических недостатков и психического заболевания у одного из супругов, прекращение брака в связи с вероотступничеством одного или обоих супругов.

Российское право, в отличие от шариата, никак не ограничивает количество разводов между супругами. После расторжения брака супруги могут повторно заключить между собой неограниченное число договоров брака.

Шариат в зависимости от того возможно ли восстановление договора брака после развода или нет, предусматривает два способа расторжения брака: полный (баин) и восстанавливаемый (раджи’и). К первой группе относятся: троекратный развод, развод до половой близости между супругами, развод хулъа. Ко второй группе относятся все остальные виды развода до окончания срока ‘идда, после завершения срока ‘идда развод раджи’и переходит в развод баин.

После развода раджи’и супруги до истечения срока ‘идда могут вновь заключить между собой договор брака.

Заключение договора брака после развода баин возможно только в случае вступления жены во второй брак и последующего расторжения этого брака. Эта норма направлена на удержание мужчин от необдуманных, поспешных разводов по незначительному поводу.

Основанием для расторжения брака согласно российскому законодательству является взаимное согласие супругов на развод. По требованию одного из супругов в случае не согласия второго супруга на развод, основанием для расторже­ния брака служит вывод суда о том, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

Основанием для развода в соответствии с мусульманским правом является либо произнесение мужем слов развода, либо решение судьи. . Для талака достаточно чтобы муж сказал: ты разведена, ты мне не жена и т.п. слова, которые прямо указывают на его желание развестись с этой женой. В этом случае развод является «явным» и считается действительным в любом случае. Единственным исключением из данного правила является развод объявленный в состоянии аффекта

Помимо «явного» развода возможно также объявление «подразумеваемого» развода, при котором действительность развода определяется по намерению, с которым были сказаны слова развода. «Данное правило применяется в случае, если муж разводит жену не в точных выражениях, но через упоминание чего-либо под чем подразумевается развод»[2].

Для принятия же судьей решения о расторжении брака необходимо наличие специально оговоренных причин.

Тунисский Закон о личном статусе от 1956 г., ограничивая права мужчин на необдуманный развод, предусматривает, что ни один развод не может быть признан действительным без согласия суда, и давал суду право требовать от супруга выплатить жене определенную сумму в качестве компенсации, если суд сочтет, что тот отвергает свою жену без достаточных оснований, или данный развод каким-то образом влечет для нее тяжелые последствия[3].

В соответствии с российским законодательством, брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и оба супруга согласны на расторжение брака. Роль органов ЗАГСа сводится к простой регистрации развода. Выяснять причины расторжения брака они не вправе.

В органах ЗАГСа также растрогается брак между супругами, один из которых признан безвестно отсутствующим, недееспо­собным или осужден за преступление на срок свыше трех лет. В этих случаях не имеет значения, есть у супругов общие несовер­шеннолетние дети или нет. Согласию супруга-ответчика в этих случаях не придается правового значения. Согласие супруга, признанного безвестно отсутствующим, очевидно, получено быть не может. Недееспособный супруг не может вы­разить волю в силу своей недееспособности. Опекун также не наделен правом дать согласие вместо него, поскольку в данном случае речь идет о сугубо личных отношения, в которых вос­полнение воли недееспособного не допускается. Согласие суп­руга, осужденного к лишению свободы на срок свыше трех лет, также не является обязательным. Брак растрогается в его отсут­ствие.

Право на развод предоставлено шариатом мужу и судье. Жена, хотя и лишена права объявления развода самостоятельно, может обратиться в суд при наличии специально оговоренных причин. Причины, по которым жене такое право не предоставлено, сводятся к следующим. В соответствии с шариатом муж обязан материально обеспечивать жену во время брака, а также во время срока `идда. Кроме того, он обязан при заключении брака выплатить жене михр, который порой достигает существенных размеров. Таким образом, муж оказывается экономически заинтересованным в сохранении брака, поскольку все материальные издержки развода возлагаются на него, в то время как жена такой заинтересованности не имеет. Второй причиной такого ограничения прав женщины является то, что процедура развода согласно мусульманскому праву чрезвычайно облегчена, и женщина вследствие своей большей эмоциональности, могла бы быть неосторожной в расторжении брака и объявлять развод без каких либо серьезных оснований[4].

Мусульманское и российское право по разному подходят к определению момента расторжения брака. В соответствии с российским правом брак считается прекращенным, при расторжении брака в органах ЗАГСа, с момента внесения соответствующей записи в книгу актов гражданского состояния. В случае расторжения брака судом брак считается расторгнутым с момента вступления решения суда в законную силу[5].

Определение момента расторжения брака в соответствии с мусульманским правом зависит от того, является ли расторжение брака окончательным или нет. Развод баин приводит к немедленному расторжению брака. При разводе раджи’и брак считается расторгнутым по прошествии периода 'идда после объявлении развода. До завершения срока 'идда брак считается «неполноценным», поскольку после объявления развода и до окончания срока идда, близкие отношения мужа и жены запрещены.

Поскольку брак до окончания срока 'идда не считается расторгнутым, то муж имеет право восстановления договора брака до истечения указанного срока, для чего ему необходимо сказать: я возвращаю тебя и т.п. слова в которых явно выражено его желание восстановить брак. Согласие жены на восстановление договора брака в этом случае не требуется.

Мусульманское право в обоснование указанной нормы ссылается на следующий аят Корана:

﴾ﺎﺤﻠﺻﺇ ﺍﻭﺩﺍﺭﺃ ﻥﺇ ﻚﻟﺫ ﻰﻓ ﻦﻫﺩﺮﺑ ﻖﺣﺃ ﻦﻬﺘﻟﻮﻌﺑﻭ﴿

«А мужьям их — достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения»[6].

При однократном объявлении развода, брак считается окончательно расторгнутым по истечении срока ‘идда. Троекратное объявление развода приводит, по мнению большинства ученых, в том числе имамов всех четырех мазхабов, к разводу баин в независимости от того, были ли все три объявления развода сделаны одновременно или же, после каждого развода договор брака возобновлялся.

По мнению некоторых муджтахидов (имамы, имеющие право самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманского права), таких как Ибн Аббаса, Тавуса, Ибн Исхака, три развода объявленные одновременно считаются разводом раджи’и.

Жена, кроме того, может попросить у мужа развод за вознаграждение, которое она ему передает из своего личного имущества, муж может либо согласиться на ее предложение и принять вознаграждение, либо отказать ей в разводе. Развод по требованию жены (хул') является разводом баин. Вознаграждение, передаваемое женой мужу, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым шариатом к товару.

В мусульманском праве возможен и условный развод с указанием времени или места. Так, например, муж может сказать жене: "Ты разведена в таком-то месяце, году и т.д.", в этом случае брак считается расторгнутым сразу же с наступлением указанного срока. Если же муж сказал: "Ты разведена в доме своего отца", то она получает развод, как только войдет в дом отца.

Поскольку брак признается мусульманским правом гражданско-правовым договором, мужу предоставлены полномочия по наделению правом на заключение брака и его расторжение другим лицам, в частности он может предоставить право развода и жене. Муж, исходя из общих гражданско-правовых нормы о поручительстве, имеет право лишить своего доверителя права развода.

При предоставлении мужем права расторжения брака жене это право должно быть реализовано ею непосредственно после такого предложения, т.е. между предоставлением такого права и разводом жена не должна совершать каких-либо других юридически значимых действий.

И мусульманское и российское право исходит из необходимости укрепления семьи. В связи с этим и в том и в другом законодательстве предусмотрены институты, направленные на примирение супругов. В российском законодательстве роль такого института играет срок, который предоставляет суд супругам для примирения, в случае если один из супругов не согласен на развод. В мусульманском праве примирением супругов занимаются представители семей супругов, которые должны принять меры для примирения супругов, выяснить причины их разногласий, и в случае, если не предоставляется возможным сохранить семью, то они осуществляют расторжение брака. Данный институт основывается на следующем аяте:

﴾ﺎﻬﻠﻫﺃ ﻦﻣ ﺎﻤﻜﺣ ﻭ ﻪﻠﻫﺃ ﻦﻣ ﺎﻤﻜﺣ ﺍﻮﺜﻌﺑﺎﻓ﴿

"А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи"[7].

По нашему мнению, процедура примирения, предусмотренная мусульманским правом, является более эффективной, поскольку родственники могут более действенным образом повлиять на примирение супругов, вникнуть в сущность их разногласий, в то время как официальному лицу-судье, супруги не всегда могут полностью раскрыть причины своих разногласий.

Еще одним видом развода по шариату, отсутствующим в российском праве, является развод по клятве (иляи). Под иляи понимается обет, произносимый мужем, воздерживаться от соития со своей женой, в течение промежутка времени превышающего четыре месяца. В случае, если данный обет будет выполнен мужем, то по истечении четырех месяцев судья по требованию жены расторгает брак. В случае же, если он не выполнит свой обет, то он становится клятвопреступником и для него обязательно искупление. Это основывается на аяте Корана.

ﻢﻴﺣﺭ ﺭﻮﻔﻏ ﷲﺍ ﻥﺎﻓﻭﺀﺎﻓ ﻥﺎﻓ ﺮﻬﺷﺃ ﺔﻌﺑﺭﺃ ﺺﺑﺮﺗ ﻢﻬﺋﺎﺴﻧ ﻦﻣ ﻥﻮﻟﺆﻳ ﻦﻳﺬﻠﻟ﴿ ﴾ﻢﻴﻠﻋ ﻊﻴﻤﺳ ﷲﺍ ﻥﺎﻓ ﻖﻠﻂﻟﺍﺍ ﻮﻣﺰﻋ ﻥﺇ ﻭ

«Тем, которые поклянутся о своих женах, — выжидание четырех месяцев. И если они возвратятся, то поистине Аллах — прощающий, милосердный. А если они решатся на развод, то, поистине, Аллах — слышащий, знающий»[41].

В случае, если муж обвиняет жену в прелюбодеянии или не признает своего отцовства по отношению к ребенку, рожденному женой, и при несогласии жены с его обвинениями, не может предоставить необходимых доказательств этого, то каждый из них обязан поклясться именем Аллаха в своей правоте четыре раза, если же кто-либо из них откажется принести клятву, то он признается проигравшим. В случае же, если никто из них не откажется от клятвы и поклянется четыре раза, то клятва должна быть подтверждена «признанием проклятия Аллаха со стороны мужа и жены»[8]. После признания проклятия брак считается расторгнутым окончательным разводом.

Еще одним основанием для аннулирования брака является вероотступничество одного или обоих супругов. В этом случае брак аннулируется по истечении срока 'идда. Если вероотступник примет ислам до истечения срока 'идда, то брак между ними восстанавливается автоматически.

Расторжение брака в судебном порядке согласно российского семейного права производится в случае, если супруги имеют общих несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на развод. Между этими двумя случаями существуют значительные раз­личия.

В судебном порядке рассматриваются также дела о рас­торжении брака, если один из супругов, хотя и заявляет о своем согласии на развод, но уклоняется от расторжения брака в орга­нах ЗАГСа: не подает совместное заявление, не яв­ляется для регистрации развода (п. 2 ст. 21 СК РФ). Необходимость наделения другого супруга правом в этой ситуации обратиться в суд связана с тем, что в противном случае он не сможет полу­чить развод, так как принудить другого супруга явиться в ЗАГС невозможно. Таким образом, можно было бы затягивать брако­разводный процесс до бесконечности. Данные дела следует от­носить к разновидности расторжения брака по взаимному со­гласию супругов, если только супруг, уклоняющийся от растор­жения брака в органах ЗАГСа, не заявит о своем несогласии на развод в суде.

При расторжении брака по взаимному согласию супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, роль суда в принципе такая же, как и роль органов ЗАГСа. Суд не вправе выяснять причины развода, принимать меры к примирению супругов или допускать какое-либо иное вторжение в их личную жизнь. В статье 23 Семейного Кодекса РФ прямо указано, что суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Суд не обладает правом отказать в расторже­нии брака, если оба супруга заявляют об этом требование. Рас­торжение брака производится в этом случае в суде только пото­му, что этого требуют интересы несовершеннолетних детей. Однако речь идет не о том, что, исходя из интересов детей, суд должен стремиться сохранить семью любой ценой. Задача суда в этих случаях рассмотреть соглашение супругов о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети и в каком порядке и размере им будут уплачивать алименты. Суд обязан проверить, отвечает ли соглашение интересам детей. Если нет оснований полагать, что такое соглашение нарушает интересы несовершеннолетних, суд утверждает соглашение своим реше­нием. Если соглашение не достигнуто или представленное соглашение противоречит интересам детей, суд обязан по своей инициативе разрешить указанные вопросы в судебном заседа­нии и вынести по ним решение.

При рассмотрении вопроса о том с кем будут проживать несовершеннолетние дети, закон исходит из того, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (СК РФ ст. 61), но при рассмотрении этого вопроса российские суды в большинстве случаев без достаточных оснований отдают предпочтение матери.

Махмудова К. П. обратилась 24 июня 1996 г. в Советский суд г. Махачкалы с иском о расторжении брака к Махмудову А. Э. и передачи ей на воспитание 6 летнего сына. Без проверки заявления о том, что Махмудова злоупотребляет спиртными напиткам суд принял решение об удовлетворении иска Махмудовой.

По жалобе ответчика указанное решение в части передачи ребенка на воспитание истицы судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РД было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При повторном рассмотрении дела в суде доводы ответчика нашли подтверждение и в иске Махмудовой было отказано.[9]

При принятии решения относительно детей старше 10 лет суд обязан принимать во внимание их мнение.

Мусульманское право при решении вопроса о том с кем будет проживать несовершеннолетний ребенок исходит из следующего. Правом воспитания ребенка его родственники пользуются в таком порядке: мать, мать матери, отец, его мать, затем родственники по степени близости их родства, причем женщины предпочтительнее мужчин. В данном случае нет необходимости в судебном процессе, поскольку шариат точно определяет принадлежность права на воспитание ребенка. При нарушении права на воспитание дело рассматривается судом, который принимает решение о том кому принадлежит право на воспитание ребенка. Расходы на содержание ребенка мусульманское право возлагает на лицо, воспитывающее ребенка.

Если лицо, воспитывающее ребенка, ведет аморальный образ жизни, то оно по решению шариатского суда может быть лишено права на воспитание ребенка.

  • [1] Саййид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. –Баку: -1994. –С. 175
  • [2] Мавераннахра Бурхануддин Маргинани, Хидоя: Комментарии мусульманского права. - Ташкент: Узбекистон.-1994.-С 235.
  • [3] Заболотский А. В. Проблемы регулирования рождаемости в Пакистане в свете исламских норм семейных и общественных отношений. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей/ под редакцией Ганковского Ю. В. – М.: Наука, 1982. – С 178-211.
  • [4] ‘Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Китаб-уль-фикхи ‘алал мазахиб –иль - арба’ати. -Бейрут:-1996.-С 154.
  • [5] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации./Ответственный редактор – Кузнецова И. М. М.: Издательство БЕК, 1996. – С. 112.
  • [6] Коран. Сура «Аль Бакара» аят 228
  • [7] Коран. Сура «Ан-Нисаи», аят 35
  • [8] Мавераннахра Бурхануддин Маргинани. Указ. соч. – С. 155.
  • [9] Гражданское дело № 2-235/96 // Архив Советского суда г. Махачкалы.
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву