Личные и неимущественные права и обязанности супругов

Основой отношений супругов в российском праве провозглашается равенство супругов при решении всех вопросов семейной жизни.

Мусульманское право пошло по несколько иному пути. Жена и муж наделяются мусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух субъектов семейных отношений наделен специфичным кругом прав и обязанностей, который не совпадают друг с другом. Если в имущественных правах шариат предоставляет жене более привилегированное положение по сравнению с российским законодательством, то в неимущественных правах, предпочтительное положение имеет муж.

Основными обязанностями жены в семейной жизни являются подчинение мужу. Передают со слов Абу Хурайры, что когда Пророка спросили: «Какая жена является наилучшей?» - он ответил: «Та, которая радует мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества»[1].

Основными обязанностями мужа являются обхождение с женой по справедливости, уважение её чувств, проявление заботы и уважения. Он обязан следить за своей внешностью и поведением, чтобы нравиться жене.

Личные отношения между супругами, безусловно, зани­мают большее место и играют значительную роль в жизни суп­ругов, по сравнению с имущественными.

Однако далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не поддаются правовому регули­рованию. За пределами права лежит и большинство отноше­ний, составляющих существо повседневной жизни супругов. Такое утверждение можно применить как к российскому, так и к мусульманскому праву, однако, шариат, безусловно, более обстоятельно регламентирует данную область взаимоотношений супругов. Несмотря на то, что и в том и другом праве существуют нормы, регулирующие данные отношения, однако они носят в большей степени декларативный характер, поскольку не предусмотрена ответственность за несоблюдение этих норм.

Поэтому среди отношений супругов, регулируемых как российским, так и мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.

В тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав невозможно. Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют никакой правовой ценности. Возводя моральные нормы в ранг право­вых, они создают определенный эталон поведения, что имеет также и воспитательное значение.

Особенно это касается мусульманского права, поскольку оно основано, прежде всего, не на силе государственного принуждения, а на внутреннем убеждении людей придерживающихся мусульманского вероисповедания.

Нормы российского права, регулирующие личные неимущественные отношения супругов, можно условно подразделить на три группы. Первую группу составляют нормы, являющиеся по своей пра­вовой природе нормами конституционного права, закрепляю­щими право супругов на выбор рода занятий, профессии, места жительства. Во вторую группу входят уже упомянутые нормы-декларации, лишенные санкций. И только третья группа состоит из обычных семейно-правовых норм, снабженных санкциями.

Пункт 1 статьи 31 СК РФ указывает, что супруги свободны в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Все эти права являются элементами общего конституционного статуса граждан и в том или ином виде закреплены в Конституции РФ. Прежде всего, пункт 3 статьи 19 Конституции провозглашает равенство прав мужчины и женщины независимо от того, состоят они в браке или нет, следовательно, вступление в брак не может привести к умале­нию их конституционных прав. Право на выбор рода занятий и профессии определено в пункте 1 статьи 37 Конституции, оно также не зависит от семейного статуса граждан. Право на свободный выбор места пребывания и жительства закреплено пунктом 1 статьи 27 Конституции.

Се­мейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав является лишь основанием к разводу. Лишь в особых ситуациях, когда нарушение прав супруга связано с посягатель­ствами на личность: лишение свободы, угрозы, физическое на­силие — возможно применение уголовно-правовых норм.

В соответствии с мусульманским правом изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность[2]. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять место жительства. Притом, что мужчина, в общем, наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда.

При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за ним, для того, чтобы не допустить распад семьи и ухудшение отношений между супругами. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.

Нормы, закрепленные в пункте 2 статьи 31 СК РФ, устанавливают равенство супругов в решении во­просов семейной жизни: воспитании и образовании детей, ре­шении проблем отцовства и материнства. Все эти проблемы супруги должны решать совместно, исходя из принципов ра­венства. Легко видеть, что за нарушение данных правил невоз­можно установление санкций. Если супруги не решают эти во­просы совместно и на равноправной основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа принудить супругов решать их совместно. Несогласие по этому поводу может привести к распаду семьи и разводу, но принуждение к их осуществлению невозможно.

Неимущественные отношения супругов по мусульманскому праву регулируются на основе более высокого положения супруга, и обязанности жены подчиняться мужу, если его требования носят законный характер. Данное требование взаимосвязано с обязанностью мужа содержать жену, т.к. любое право должно быть уравновешено обязанностью. Шариат в данном вопросе не пошел по пути признания абсолютного равенства мужчины и женщины, предоставляя мужчине права в одной области, он накладывает на него обязанности в другой. То же самое касается и женщин. На наличие взаимных прав мужчины и женщины указывается в хадисе: «Поистине есть у вас права на ваших жен и у ваших жен есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо, одевали и кормили их»[3]. Муж имеет право в случае если жена не выполняет его законных требований наказать ее: «Всегда обходитесь с женами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, и бейте их, но не жестоко».[4]

Формальное равенство супругов, установленное российским законодательством, при всей своей привлекательности, на практике выливается в то, что один из супругов, в большинстве случаев им является муж, занимает в семье господствующее положение.

Шариат же исходит из того, что семья, как и любое другое сообщество, нуждается в разумном руководстве. Либо жена, либо муж должны поэтому взяться за руководство, и природа показывает, что мужчине больше подходит руководить. Поэтому по шариату мужчина, принимая на себя ответственность за домашнее хозяйство, средства к жизни, благополучие детей и заботу о них, заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила стойкость и выносливость делают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести тяжкое бремя охраны семьи от разрушения и беспорядка. Кроме того, женщина более эмоциональна и быстрее может быть поколеблена чувствами.

В соответствии со статьей 32 СК РФ при заключении брака супруги могут избрать фамилию одного из них в качестве их общей фамилии или сохранить добрачную фамилию. Кроме того, суп­руги вправе соединить свои фамилии и именоваться двойной фамилией, если законодательство субъекта Российской Феде­рации, на территории которого заключается брак, не запрещает соединение фамилий. Не допускается соединение фамилий и в случае, если один из супругов уже носит двойную фамилию. В соответствии со сложившейся традицией чаще всего жена при­нимает фамилию мужа, однако, по закону супруги равны в своем выборе. Право на выбор фамилии может быть осущест­влено супругами только в момент регистрации брака.

Поскольку мусульмане не имеют фамилий в их европейском понимании, вопрос о фамилиях мусульманским правом никак не регулируется.

  • [1] Мухаммад Али Аль-Хашими. Указ. соч. – С. 79
  • [2] Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату.//Государство и право.–1997,–№ 9.– С. 102-107
  • [3] Мухаммад Али Аль-Хашими. Указ. соч. – С. 82
  • [4] Там же. – С.82
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >