ВВЕДЕНИЕ

Всего лишь десятилетие назад все было просто: все, что не было стандартным американским или европейским опционом, облигацией или валютой относилось к категории экзотического.

Но рынок движется. И вчерашние экзотические опционы становятся стандартными «ванильными» опционами. Разные рынки могут по разному определять, что является для него экзотическим.

Так как же определить экзотические опционы? Одно из определений лежит в математической плоскости: «Экзотические опционы – это опционы, которые нельзя оценить с помощью однофакторной модели».

Другие утверждают, что редкость подписания и сложность выплат являются двумя основными признаками экзотических опционов. Таким образом, при увеличении спроса и обращаемости экзотический опцион может перейти в стандартный.

Популярным альтернативным определением экзотических опционов является легкость продажи. Если дилер сталкивается с трудностями продвижения своего продукта, то его продукт можно назвать экзотическим.

Не существует единственного правильного мнения, какие опционы относить к экзотическим. Но существует общепринятая точка зрения на этот счет. И целью данной работы является рассмотреть именно ее, почему именно так, а не по-другому, почему экзотические опционы становятся все более популярны и считать их «экзотикой» уже можно с некоторой долей условности.

ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ДЕРИВАТИВОВ

Экзотические опционы обращаются на рынке около 30 лет, а термин «экзотический» появился всего 7 лет назад. Когда в 60-х годах первые барьерные опционы были представлены на финансовом рынке, их называли «boutique» или «designer».

Создание рынка экзотических опционов было процессом неизбежным, так как экзотические опционы по природе своей более гибкие финансовые инструменты, чем простые опционы. Появление спроса на новые модифицированные инструменты было лишь вопросом времени.

До 1973 г. опционная торговля осуществлялась исключительно на свободном рынке. Появившиеся после 1973 г. биржевые опционы быстро завоевали рынок. Существенным толчком к развитию биржевой торговли стала теория оценки премии опциона, основанная на исследовании Блэка и Шоулса. В середине 80-x годов новые условия, диктуемые усложняющимися стратегиями страхования портфеля, сформировали спрос на финансовые продукты, которые позволяли бы получить желаемый профиль денежного потока. Другими словами, эти финансовые продукты имели бы функцию выплат, которую можно было изменить по желанию покупателя. Первоначально, подобные выплаты строились синтетически с помощью линейной комбинации из выплат простых опционов, но такие построения оказывались слишком дорогими. Единственный выход заключался в финансовом инжиниринге. За короткий срок на рынке появилось более десятка экзотических опционов.

Если рассматривать эти новые продукты с точки зрения хеджирования, то, как показал опыт, они предоставляют возможность получать гарантированные доходы в неустойчивых рыночных условиях и дополнительные доходы при низких процентных ставках. В большинстве случаев, новые продукты отличаются не только удивительной гибкостью, но и относительной дешевизной, по сравнению с комбинацией из простых опционов.

На основе вышесказанного можно выделить причины эволюции простых опционов к экзотическим, а, следовательно, и причины предпочтения использования экзотических опционов: Способность фирм создавать сложные функции выплат благодаря наличию мощного математического аппарата; Зачастую дешевле приобрести экзотический опцион, чем попытаться заменить его линейной комбинацией простых опционов; Возросшее понимание и искушенность потенциальных клиентов, таких, как корпоративные хеджеры и финансовые менеджеры; Возросшая за последние несколько лет конкуренция на рынке стимулировала создание большого числа экзотических опционов, часть из которых была создана лишь для рекламных целей. Многие отдают предпочтение экзотическим опционам не только по причине их низкой стоимости, но также и потому, что они дают возможность получать доход выше среднерыночного, если правильно уловить тенденцию на рынке; Экзотические опционы — это более гибкие финансовые инструменты, так как они призваны удовлетворять индивидуальным требованиям заказчика; Во-первых, они помогают участникам рынка, которые постоянно находятся под воздействием сложных рисков, тем, что упрощают эти риски, делая их тем самым, управляемыми. Во-вторых, экзотические продукты помогают тем, кому необходимо создать очень точные схемы подверженности рискам для того, чтобы оптимизировать воздействия от них.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >