Анализ методик исследования сплоченности трудового коллектива

Эффективный метод сплочения коллектива - широкое привлечение сотрудников к техническому творчеству, изобретательству и к управлению делами производства. Очень сближают людей также занятия спортом, отдых, культурные развлечения и общее хобби. Как бы там ни было, формирование, и правильное сплочение коллектива ведёт к повышению работоспособности и только положительно влияет на членов коллектива.

Разработан ряд методик изучения деловых и личностных качеств работников:

определение психологического климата в трудовом коллективе (по А.Ф. Фидлеру)

определение индекса групповой сплоченности Сишора

социометрическая методика Дж. Морено

1. Определение психологического климата в трудовом коллективе (по А.Ф. Фидлеру)

Назначение теста: методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция к тесту: в предложенной таблице (Приложение 1) приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак "+", тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Обработка и анализ результатов теста: ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

.Определение индекса групповой сплоченности Сишора

В начале прошлого века в психологии начали активно разрабатываться методы позволяющие выявлять внутриколлективный климат, скрытые разногласия и т.д. Было выявлено, что на способность каждого человека вливаться в коллектив влияют несколько групп факторов:

  • ·факторы среды;
  • ·личностные факторы;
  • ·факторы команды;
  • ·факторы руководства.

Определение групповой сплоченности Сишора играет огромную роль в уже сформировавшихся коллективах, которые на протяжении длительного времени не могут наладить межличностные отношения.

Данная методика не только позволяет в ещё большей степени сплотить коллектив с помощью выявления в нем "не прижившихся" его членов, но и как результат повысить эффективности его роботы и общий уровень прибыльности предприятия.

Диагностика групповой сплоченности : перед вами 5 вопросов, на каждый из которых есть несколько вариантов ответа. Выберете для вас наиболее подходящий. Не стоит забывать, что в ходе опроса балы ставить не нужно.

Данный тест будет для вас очень информативным, если вы руководитель какого-либо коллектива. Вы узнаете, кто привык действовать лишь себе во благо, а кто прилагает максимум усилий для успешной деятельности всей группы в целом.

.Социометрическая методика Дж. Морено

Социометрический тест используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений с целью улучшения и оптимизации взаимодействия группы лиц или участников коллектива.

Области применения социометрического теста:

  • ·изучение сплоченности или разобщенности коллектива;
  • ·по принципу симпатии или антипатии определение лиц, имеющих формальное и неформальное лидерское влияние на членов коллектива;
  • ·определение внутри основной группы обособленных подгрупп, выявление их лидеров.

Полученные при помощи социометрического теста результаты могут использоваться для оптимизации работы коллектива, реструктуризации группы с целью увеличения ее производительности и эффективной работы как группы в целом, так и отдельных ее сотрудников.

Исследование проводится на любых группах лиц, это могут быть даже дошкольники, главное условие при этом - наличие некоторого опыта общения и взаимодействия между собой.

Перед началом эксперимента исследователями формируются критерии социометрического выбора. Критерии - это определенная деятельность, для выполнения которой испытуемому предлагается отвергать или выбирать одного или нескольких участников группы. Критерий формируется в виде вопросов к тесту. Все критерии по содержанию можно разделить на формальные и неформальные.

  • ·Формальные - измеряют отношения в совместной работе, для выполнения которой и существует исследуемая группа.
  • ·Неформальные - исследуют эмоционально-личностную связь участников группы, выявляют предпочтения в неформальном взаимодействии.

По ориентации критерии разделяют на позитивные ("С кем вам больше нравится работать?") и негативные ("С кем не хотелось бы пересекаться на работе?").

Социометрия может проводиться в двух вариантах:

1) непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек - основная константа социометрии, где N - количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • ·позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • ·при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • ·при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • ·существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
  • 2) параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина "социометрического ограничения" должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: d= P(A) х (N-1), где Р(А) - вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3]; N - число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

  • ·повышает надёжность полученных данных;
  • ·облегчает статистическую обработку;
  • ·позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • ·как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • ·не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
  • ·социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, "избранные" коммуникации.
  • ·введение "социометрического ограничения" не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >