Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Юридические arrow Трудовое право arrow
Регулирование оплаты труда руководителей

Оплата труда руководителей предприятий и организаций Свердловской области

Начиная с 3 квартала 1994 года, Федерация профсоюзов отслеживала уровень доходов и средней заработной платы руководителей и работников предприятий и организаций ведущих отраслей экономики области и их взаимосвязь с результатами труда.

Аналогичный анализ по оплате труда руководителей был проведен по данным статотчетности в 4 квартале 1995 г. Статистическом наблюдением за оплатой труда руководителей предприятий по итогам работы в 4 квартале 1995 года по данным комитета госстатистики Свердловской области было охвачено 1306 предприятий, в том числе 725 государственных предприятий (включая муниципальные) (прил.1) и 581 акционерное общество (прил.2). Для сравнения, в 4 квартале 1994 г. наблюдением было охвачено 848 госпредприятий и 581 акционерное общество.

Так же как и в 4 квартале 1994 г., большая часть руководителей госпредприятий и акционерных обществ, охваченных наблюдением в 4 квартале 1995 г. работает на предприятиях с численностью до 200 человек (77,8% и 52,7%), от 200 до 1500 чел. соответственно (17,9 и 37,5%).

Численность руководителей, заключивших контракты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.94 г. № 210, увеличилась в 4 квартале 1995 г. по сравнению с тем же периодом 1994 г. на 29 чел. в госсекторе и на 28 чел. в акционерных обществах, но по-прежнему не превышает 50% от общей численности руководителей (соответственно 47,3 и 26,9%).

Как показало наблюдение руководители государственных предприятий, имеющие должностные оклады с кратностью до 10 раз, занимают в общей численности отчитавшихся, как и в 4 квартале 1994 года, преобладающую долю - 91,7% (прил. 3). Среди руководителей предприятий со списочной численностью до 200 чел. их доля еще выше - 95,7%. Средний размер кратности этой категории руководителей - 6, и несколько выше, чем в 4 квартале 1994 года. Размер кратности повысился почти по всем уровням численности.

Среди руководителей акционерных обществ у значительной её части (67,6 %) кратностъ не превышает 10 раз, а среди руководителей с численностью предприятий до 200 чел. удельный вес ещё выше -84,3% (прил.4). Средний размер кратности должностного оклада руководителя акционерного общества в 1,5 раза превышает средний размер кратности должностного оклада руководителя госпредприятия.

Анализ доходов и средней заработной платы руководителей госпредприятий (прил. 5) и акционерных обществ (прил. 6) свидетельствует о том, что в 4 квартале 1995 г. наблюдался рост доходов и средней заработной платы в целом по области и по представленных отраслям экономики. Так, доход руководителя госпредприятия составил 2093 тыс. руб., акционерного общества - 3728,4 тыс. руб. и повысился соответственно к уровню 4 квартала 1994 г. в 2,17 и 2.58 раза. Средняя заработная плата руководителя государственного предприятия составила 1919,8 тыс. руб., акционерного общества -3362,2 тыс. руб., рост её составил соответственно -2,09 и 2,54 раза. Выше средней по области заработная плата руководителей госпредприятий в отраслях промышленности (2772,9), транспорта (2537,1), связи (3500,7) тыс. руб. Наиболее высокие размеры заработной платы наблюдаются у руководителей предприятий, с численностью работающих от 1500 до 10000 чел. Так, в промышленности средняя зарплата этих руководителей составила 5746,4 тыс. руб., в связи - 4608,1, строительстве - 17841,6 тыс. руб.

В акционерных обществах уровень зарплаты, значительно превышающий средний по области, наблюдается в связи (9209,2), здесь же и самая высокая зарплата руководителя со списочной численностью: от 1500 до 10000 чел. - 16324,2 тыс. рублей.

Из данных таблиц видно, что доход и заработная плата руководителей как государственных, так и акционерных, возрастала более быстрыми темпами, чем оплата труда рабочего 1-го разряда.

Анализ доходов и заработной платы работающих и руководителей (прил. 7) также доказывает, что рост доходов и заработной платы среди работающих наблюдался меньшими темпами, чем у руководителей, соответственно увеличивался разрыв между оплатой работающих и руководителей. Например, доход и заработная плата работающих возросла в 4 квартале 1995 г. по отношению к 4 кварталу 1994 г. в 2,2 раза, а оплата руководителей в 2,4 раза, соответственно и соотношение между доходами и зарплатой работающего и руководителя повысилось с 3.3 и 3,6 в 1994 г. до 3,6 и 3,8- в 1995 году. А в отраслях экономики как промышленность, связь средняя зарплата руководителя опережает зарплату работающего в 5-7 раз.

Таким образом, проведенный анализ оплаты труда руководителей показал, что в 4 квартале 1995 г., как и в предыдущие периоды, сохраняется дифференциация в оплате труда в зависимости: от форм собственности. Наиболее высокий ее уровень в акционерных обществах: у одной трети из них оплата труда превышала рекомендованный правительством РФ в несколько раз. По-прежнему заработная плата руководителей растет опережающими темпами по сравнению с заработной платой работающих и особенно рабочих. При этом рост доходов и заработной платы руководителей не связан с результатами производственно - хозяйственной деятельности предприятий (прил.8). Данные таблицы показывают, что в 1995 году снижение объема производства по сравнению с предыдущим годом наблюдалось почти во всех отраслях экономики. По объему промышленной продукции оно составило 3,8%, при том, что в предыдущем году объемы упали более чем на 20%; объем СМР снизился в 1995 г. на 12%, а в предыдущем году на 41%, в социальном строительстве - на 21%, в 1994 году - снижение на 20%; объем грузоперевозок снизился на 9%, а в 1994 году - почти на 30%. Между тем доход и заработная плата руководителя этих отраслей возросли: в промышленности в целом - в 2,8 раза, а в акционерных обществах - в 2,9 раза; на транспорте в целом рост зарплаты руководителя составил 2,5 раза, в акционерных обществах - 2,8 раза.

Т.е. заработная плата руководителя повышается независимо от результатов работы предприятия. Не содержит механизма регулирования оплаты труда руководителей всех форм собственности и постановление Правительства РФ №210. Чтобы заинтересовать руководителя в повышении эффективности работы предприятия и с учетом его личного вклада необходимо определить критерии обоснованности должностных окладов и разработать механизм регулирования оплаты труда, порядок стимулирования высокоэффективного труда, установления социальных льгот и компенсаций с условием, что не будут при этом нарушаться сложившиеся пропорции в оплате труда руководителя и рядовых работников. [2, c. 4]

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Регулирование оплаты труда руководителей
Введение Глава 1. Проблемы регулирования оплаты труда руководителей в Российской Федерации1.1 Оценка сложности основных функций руководства и учет личных деловых качеств руководителя при формировании его трудового дохода1.2 Схема заключения контрактов c руководителями предприятий1.3 Проблемы заключения контрактов с руководителями акционерных обществ1.4 Государственное регулирование оплаты труда руководителей1.4.1 Определение размера должностного оклада руководителя при заключении с ним трудового договора (контракта)1.4.2 Определение переменной части заработка руководителя при заключении с ним трудового договора (контракта)1.5 Другие точки зрения и подходы к определению должностного оклада руководителя1.6 Оплата труда руководителей предприятий и организаций Свердловской областиГлава 2. Зарубежный опыт оплаты труда руководителей2.1 Численность руководящего состава2.2 Составляющие оплаты труда руководителей в странах с развитой экономикой2.3 Кризис доверия к управленческой элите в Америке (о доходах руководителей акционерных компаний)2.4 Америка на пути решения проблемЗаключение Список литературы