Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Литература arrow
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова

Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова

"Проза любви" в лирике Н.А. Некрасова

Тема любви решена в лирике Н.А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство "в прекрасных мгновениях", Н.А. Некрасов не обошёл вниманием и ту "прозу", которая "в любви неизбежна" ("Мы с тобой бестолковые люди…"). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он "не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу". В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и независимой ("Я не люблю иронии твоей…"). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой ("Да, наша жизнь текла мятежно…"). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении "Застенчивость" робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В "Маше" супруги не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В "Гадающей невесте" - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском чаще всего скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением социальных драм. Некрасов предвосхищает образ Сонечки Мармеладовой Достоевского в стихах "Еду ли ночью по улице темной…". И хотя в "Записках из подполья" Достоевский иронизирует над наивной верой в "прекрасное и высокое" лирического героя стихов Некрасова "Когда из мрака заблужденья…", эта ирония, даже полемика не отменяет сочувственного отношения писателя к благородным порывам человека, стремящегося "выпрямить" и спасти "падшую душу". "Спаситель" в стихах Некрасова хорошо знает психологию "падшей души", ее затаенные комплексы. Сам поднявшись над болезненным состоянием унижаемого человека, он старается избавить от него и героиню. Он знает, что ей нужно жить самой собой, а не чужим мнением о себе, приводящим героиню к тайным сомнениям, гнетущим мыслям, болезненно-пугливому состоянию души: "Зачем же тайному сомненью / Ты ежечасно предана? / Толпы бессмысленному мнению / Ужель и ты покорена?". [5]

По сути, перед нами женский вариант драмы "маленького человека", униженной и обиженной, а потому и болезненно-гордой души, напоминающей будущую Настасью Филипповну из "Идиота" Достоевского, тоже пригревшую "змею на груди". А лирический герой Некрасова своим активным и пронзительным состраданием напоминает князя Мышкина.

Основное внимание хотелось бы уделить "панаевскому циклу". Авдотья Яковлевна Панаева - главный адресат интимной лирики Н.А. Некрасова. Отношения с А.Я. Панаевой стали темой многих стихотворений Н.А. Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Н.А. Некрасов видел в своих стихотворениях не просто обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти произведения в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. "Панаевский цикл" - пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Н.А. Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Ф.И. Тютчева, "поединок роковой".

Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре "панаевского цикла" - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Н.А. Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он, по словам Николая Скатова, "дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать". [6]

Основные мотивы (мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений) "панаевского цикла": мотивы ссоры ("Если, мучимый страстью мятежной…", "Мы с тобой бестолковые люди…"); расставания, разлуки ("Так это шутка? Милая моя…", "Прощание") или их предчувствия ("Я не люблю иронии твоей…"); воспоминания ("Да, наша жизнь текла мятежно…", "Давно - отвергнутый тобою…"); писем ("Сожжённые письма") и др. "Панаевским" стихам присуща некоторая парность (ср., например, "Тяжёлый год - сломил меня недуг…" и "Тяжёлый крест достался мне на долю…", "Прости" и "Прощание").

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; "нервность" интонации, передающая почти "достоевские" страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Итак, любовная лирика Н.А. Некрасова своеобразна прежде всего тем, что в ней проявляется "проза любви". В его лирическом цикле показана сложность отношений людей: споры, ссоры, встречи и расставания. Лирический герой видит достоинства и недостатки своей возлюбленной, ему с ней нелегко. Отношения героев неровные: от взаимных обид, укоров, недоверия - к былой страсти. Но разрыв неизбежен, герой предчувствует его:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска… [3]

Каждое стихотворение цикла заканчивается многоточием, словно намекает на некую недосказанность, недоговоренность, а начала стихотворений - продолжение вновь и вновь начинаемого спора, диалога, даже ссоры.

В любовной лирике Н.А. Некрасова нет атрибутов романтической поэзии: соловьев, цветущих роз, но есть психологический анализ чувства и взаимоотношений, показан внутренний мир героев. Лирический герой словно оценивает свое чувство.

Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова состоит не только в новизне содержания ("прозы жизни"), но и в том, что для изображения "непоэтических" явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

В стихотворениях "панаевского цикла" много вопросительных, побудительных предложений, много обращений к возлюбленной и к самому себе.

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз! [3]

Это позволяет достичь глубины самоанализа и отразить противоречивость эмоций.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова