Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Литература arrow
Философская лирика Тютчева

Основные мотивы поэзии Тютчева

Один из основных мотивов поэзии Тютчева - мотив хрупкости, призрачности бытия. Призрачно минувшее, все, что было и чего уже нет. "Призрак" - обычный образ прошедшего у Тютчева: "Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим", "О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья", "призраки минувших лучших дней". От "живой жизни" остаются только воспоминания, но и они неизбежно выветриваются и исчезают: душа осуждена "следить, как вымирают в ней все лучшие воспоминанья". "Бесследно всё".

Но и настоящее, раз оно непрестанно, неумолимо и полностью исчезает, тоже лишь призрак. Символ призрачности жизни - радуга. Она прекрасна, но это лишь "виденье":

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

("Как неожиданно и ярко...")

Резко выражено это ощущение в таких стихотворениях, как "День и ночь", где весь внешний мир осознан как призрачный "покров, накинутый над бездной":

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла, и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Этот образ повторяется даже в деталях. День отодвигается, как пелена, уходит, "как виденье", "как призрак", - и человек остается в подлинной реальности, в безграничном одиночестве: "На самого себя покинут он", "В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела". Обнажается стихия "ночной души", стихия первозданного хаоса, и человек оказывается "Лицом к лицу пред пропастию темной", "И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое".

Для понимания поэзии Тютчева существенно, что за подобными стихами стоит чувство одиночества, оторванности от мира, в котором живет поэт, глубокое неверие в силы этого мира, сознание неизбежности его гибели.

Мотив одиночества звучит и в стихах Тютчева о бездомном, чуждом миру страннике (стихотворения "Странник", "Пошли, Господь, свою отраду..."), о жизни прошлым и отказе от настоящего (в особенности "Душа моя, элизиум теней..."), о поколении, вытесненном из жизни и "занесенном забвеньем" (это не старческие сетования; ср. стихотворение 20-х годов "Бессонница", стихотворение 30-х годов "Как птичка, раннею зарей..."), об отвращении к шуму, к толпе, о жажде уединения, тишины, мрака, безмолвия.

За "философскими" мыслями Тютчева стоит чувство глубокого одиночества, и стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном я.

Чувству призрачности мира и своей отъединенности от мира противостоит в поэзии Тютчева горячее "пристрастье" к земле с ее наслаждениями, грехами, злом и страданием и, прежде всего, страстная любовь к природе:

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

Духов бесплотных сладострастья,

Твой верный сын, не жажду я.

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны?..

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Философская лирика Тютчева