Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow История arrow
Школа и учитель Средневековья

Школа и учитель Средневековья


Средневековье - это долгий период истории от V в. до середины XVII в. Сам термин возник в XVI в., когда в ряде европейских стран началось мощное духовное движение за возвращение к идеалам и ценностям античности. Среднее века - это связующее звено между Античным миром и Возрождением. Этот период по-разному называется историками: и как мрачное средневековье, и как "темное время", и как христианское средневековье.

В период Средневековья в Европе возникли государства остготов и вестготов, франков и англосаксов, многочисленных славянских племен. Это было время развития национальных языков, культур, укрепления христианства, создания замечательных произведений искусства. это было также время упадка и возрождения, голода, эпидемий, крестовых походов, войн, диких обычаев и нравов и многих открытий в различных науках.

Слово "Педагогия" употребляется в различных значениях. Под оным разумеется воспитываемый, обучаемый; потом воспитывающий и обучающий; им обозначается, в-третьих, самый акт воспитания; в-четвертых, передаваемые учения, например заповеди. Согласно же с волей Божьей, педагогика состоит в усмотрении истины прямому направлению к Богу, в неустанном отпечатлении на себе дел вечноценных.

Идеалом человека в те времена был учитель - это Иисус Христос, Педагог, Учитель небесный, Пастырь. Он руководит учениками таким образом, чтобы каждый из них не был увлечен "к жизни животной и беспутной", а стремился к нескончаемому совершенству. Такая педагогика названа Климентом Александрийским сладостной, ибо она помогает жить достойно, соблюдая нравственные христианские заповеди, уберегает от соблазнов жизни.

В этот исторический период люди думали о проблемах обучения и воспитания, создавали труды, которые помогали учителю осознать ценности образования, понять идеи, на которых оно должно быть основано, осознать состав учебных предметов, которые обеспечивали бы образованность человека того времени.

Как пишут исследователи педагогической истории Средневековья, в этот период была создана христианская воспитательная система, в которой главным был "упор на дух".

Однако в действительности в средневековой Европе в образовании и Воспитании еще долгое время сочетались традиции античные, языческие и Христианские. Функции воспитателей принадлежали семье, старейшинам, мaстepaм, а содержание воспитания и обучения зависело от принадлежности к определенному социальному сословию: знати, рыцарству, купечеству, ремесленникам и т.д.

Для каждого сословия был определен свой (как бы мы сказали сегодня) "образовательный и воспитательный стандарт". Для знатных феодалов и рыцарей - это владение руническим письмом, знание поэзии, игра в шахматы, музыка, генеалогия, право, военное искусство. Ребенок в семь лет отправлялся ко дворцу сюзерена, где для обучения мальчика назначались специальные люди из придворных, а также приглашались трубадуры и другие. Для горожан (купечество, ремесленники) - это ученичество у мастepa, который обязывался сам обучить своего ученика грамоте или послать его в школу, а также научить и ремеслу.

После падения Римской империи античные школы исчезли не сразу. Еще некоторое время существовали школы грамматиков и риторов. Но постепенно утверждались новые формы обучения и воспитания, которые испытывали огромное влияние церкви.

Центрами образования в Средние века стали монастыри (от греч. тoпastaioп - уединенное жилище), которые на территории христианской Европы возникли в великом множестве.

В VI- VII ВВ. при монастырях создаются школы. В монастырях сохранились библиотеки с сочинениями античных авторов и скриптории, в которых переписывались сочинения религиозного характера. Здесь получали образование будущие клирики. Естественно, учителями были лица духовного звания, и сами выпускники - клирики - становились лицами, занимавшими свое место в церковной иерархии.

Однако школьное дело постепенно приходило в упадок.

Невежество, неграмотность стали обычным явлением в Средние века. Но развитие государств требовало грамотных, образованных людей. Снова стала осознаваться потребность в школах и учителях.

Главная задача - научить латинскому языку. Это язык священных книг, язык общения, язык церковной службы. Именно на латыни заучиваются молитвы, псалмы, духовные стихотворения, постановления священных соборов, сочинения духовных отцов.

Следует обратить внимание на то, что учителем в это время называли не только того, кто преподавал в низших школах, но и того, кто создавал школы более высокого уровня, собирал вокруг себя учеников.

Развитие образования потребовало его осмысления. Именно поэтому появляются первые педагогические трактаты. Некоторые из них пользуются большой популярностью, потому что рассматривают актуальные вопросы: ради чего надо учить ребенка, как и какого учителя надо выбирать; каким требованиям должен отвечать учитель; какие трудности придется преодолеть на пути познания; о взаимоотношениях учителя и ученика; о взаимосвязи образования и нравственного воспитания и др.

Постепенно школа выходит из стен монастырей и соборов, появляются городские школы, в которых востребован учитель. Городская дума, как пишет, назначает и увольняет учителей, инспектирует, дает помещение, отпускает кое-когда и известную сумму на содержание учителя; но в общем этот последний существует на плату, взимаемую им с учеников, которая поступает обычно каждую четверть года и дополняется зачастую взносами натурою.

В Европе появились первые регламентирующие деятельность учителя документы. Учителя экзаменовались в Государственном совете Кастилии. Эта же грамота предписывала дать учителям значительные привилегии: жалобы учителей рассматривать в первую очередь; право иметь Оружие для своей защиты; запрет забирать в рекруты; учителям, хорошо прослужившим в течение сорока лет, предоставлялись привилегии, которыми пользовались знатные люди. Право экзаменовать учителей предоставлялось властям и специальным инспекторам, которые бы "ходили каждые четыре месяца и наблюдали за обучением детей и (преподаванием) грамоты в школах, и следили бы за тем, чему учат. И если бы это их не удовлетворило, пусть бы они это прекратили и наложили штраф в шесть тысяч дукатов, Чтобы больше не было такого обучения.) Учителей появлялось все больше и больше. Их деятельность стала осознаваться как общественно значимая. Поэтому профессиональные свойства учителей все чаще становились предметом размышлений известных теологов, философов, мыслителей, писателей. С течением времени учитель становится все более заметной фигурой в общественном сознании. Его делают героем литературных произведений, в которых, как через увеличительное стекло, видны достоинства и недостатки разных типов учителей и разных систем образования, которые учителя воплощают в жизнь. Учитель и его деятельность становятся предметом философских размышлений. Позже образование в средневековой школе соответствовало гуманистическим идеалам Возрождения. Здесь изучались латынь, греческий, давалась система разносторонних знаний (по математике, астрономии, естественной истории), изучались классические произведения древности. Профессия учитель развивалась с самых древних времен, и все основы этой сложной профессии были заложены в средневековье, во время процветания различных наук. Учебные заведения пережили сложный переход от церкви до городского уровня, и педагог стал одной из самых востребованных профессий. педагог средневековье воспитательная система

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
 
Предметы
Гуманитарные
Естественно-научные
Технические
Экономические
Юридические