Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Юридические arrow Правоохранительные органы arrow
Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан

Рассмотрение жалоб на приговоры, решения, определения, постановления суда

Жалобы на приговор, решение, определение, постановление суда первой инстанции по уголовным, гражданским делам, не вступившие в законную силу, адресуются, в соответствии с правилами глав 39 УПК, 32 ГПК, в суд кассационной инстанции, но подаются в суд, вынесший соответствующие процессуальные акты. В соответствии с главой 31 ХПК, вышестоящей судебной инстанцией, пересматривающей не вступившие в законную силу решения суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции, является суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции, и заинтересованные лица подают жалобу непосредственно в суд апелляционной инстанции.

Жалобы заинтересованных лиц, наряду с протестами соответствующих прокуроров, являются для указанных вышестоящих судебных инстанций поводами и основаниями для пересмотра приговоров, решений, определений, постановлений судов первой инстанции по уголовным, гражданским и экономическим делам. Факт подачи жалобы в установленный законом срок является достаточным основанием для того, чтобы дело было назначено к рассмотрению в указанных вышестоящих судебных инстанциях, которые обязаны независимо от содержания и основательности жалобы проверить дело, разрешенное судом первой инстанции, и вынести по нему свое определение. Экономические дела кассационной инстанцией пересматриваются по жалобам заинтересованных лиц на решения, вступившие в законную силу.

В случаях, предусмотренных ст. 377 УПК, ст. 433 ГПК, частные жалобы на определения (постановления) суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, в кассационную инстанцию не подаются.

Надзорными инстанциями уголовные, гражданские и экономические дела пересматриваются только по протестам уполномоченных законом должностных лиц суда и прокуратуры. Поэтому жалобы о пересмотре приговоров, решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, подаются заинтересованными лицами либо в суд, либо в органы прокуратуры в соответствии с правилами глав 42 УПК, 33 ГПК, 33 ХПК на имя должностных лиц, имеющих право принесения надзорных протестов.

В соответствии со ст. 145 УПК, решение вышестоящего суда по жалобе (протесту) на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, принудительное помещение лица в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста вступает в законную силу немедленно, является окончательным, дальнейшему обжалованию не подлежит, но может быть опротестовано в порядке надзора уполномоченными на то лицами, указанными в ст. 404 УПК.

При поступлении в прокуратуру жалобы на вступившие в законную силу приговор, решение, определение, постановление соответствующий прокурор в пределах его компетенции истребует дело, изучает его, выясняет, имеются ли основания для принесения надзорного протеста. Поводом к истребованию дела, а также к принесению протеста в порядке надзора являются жалобы лиц, указанных в ст. 408 УПК, ст. 437 ГПК, ст. 303 ХПК.

Усмотрев, что приговор, решение, определение, постановление являются незаконными и необоснованными, прокуроры, указанные в ст. 404 УПК, ст. 439 ГПК, ст. 301 ХПК, в пределах своей компетенции в сроки, установленные законом, приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию. При этом прокуроры, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, могут приостанавливать исполнение приговоров, решений, определений, постановлений до окончания производства в порядке надзора.

При отсутствии основания для принесения протеста по изученному уголовному, гражданскому, экономическому делу или исполнительному производству составляется заключение и дается заявителю мотивированный письменный ответ за подписью прокурора, имеющего право приносить протест в порядке надзора. Дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано.

Приказом Генерального прокурора "О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь и утверждении Инструкции о порядке личного приема граждан, представителей юридических лиц в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь" установлено, что жалобы, облагаемые государственной пошлиной, принимать только при наличии документов, подтверждающих ее уплату, предусмотренных Налоговым кодексом, либо заявления об освобождении от уплаты государственной пошлины, документов, освобождающих от нее. При непредставлении указанных документов поступившие жалобы в пятидневный срок следует возвращать заявителям с разъяснением о необходимости уплаты (доплаты) государственной пошлины либо представления таких документов. В случае разрешения жалобы, поставленной на контроль уполномоченными должностными лицами, в пятидневный срок разъяснять заявителям, имеющим в соответствии с законодательством право обжалования судебных решений, необходимость уплаты государственной пошлины, представления документов, определенных процессуальным законодательством, для получения ими мотивированного ответа. При непоступлении данных об уплате государственной пошлины и необходимых документов в установленный прокурорским работником срок, а также при поступлении жалобы от лица, не имеющего права обжалования судебных решений, информация по обращению направляется должностному лицу, а заявителю сообщается о решении по жалобе без приведения мотивов его принятия. При наличии заявления гражданина об освобождении его полностью или частично от уплаты государственной пошлины при подаче надзорной жалобы, жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, с учетом его имущественного положения, подтвержденного соответствующими документами, рекомендовано рассматривать вопрос об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины в соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь. Решение об освобождении от уплаты государственной пошлины либо об отказе в этом необходимо принимать прокурорам, имеющим право принесения надзорного протеста, протеста на постановления по делам об административных правонарушениях, и оформлять мотивированным постановлением.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан