Рассмотрение жалоб на действия органов управления, организаций, должностных лиц

Рассмотрение прокуратурой жалоб на незаконные действия (бездействие) органов управления, организаций, должностных лиц относится к сфере надзора за исполнением законодательства.

В указанном приказе Генерального прокурора указано нижестоящим прокурорам на необходимость постоянно осуществлять надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан и юридических лиц республиканскими органами государственного управления и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, подчиненными им организациями и должностными лицами. Жалобы, подведомственные суду, могут рассматриваться в органах прокуратуры при необходимости защиты государственного или общественного интереса либо в случае, когда заявитель не в состоянии самостоятельно отстаивать свои права.

Жалобы могут быть поданы гражданами и юридическими лицами в прокуратуру в письменной либо в устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи или иным путем. Жалобы могут быть поданы прокурору на личном приеме в прокуратуре либо при посещении прокурором государственных органов, организаций. В вышеназванном приказе Генерального прокурора отмечено, что порядок приема, учета, регистрации обращений, их формирования в надзорные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением определяется правилами делопроизводства, установленными в органах прокуратуры.

В соответствии со ст. 4 Закона "Об обращениях граждан и юридических лиц", граждане и юридические лица вправе обратиться в органы прокуратуры лично либо через своего представителя. Обращения от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями. Представительство интересов заявителей при обращении в прокуратуру осуществляется на основании актов законодательства Республики Беларусь, либо актов уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.

Письменные жалобы граждан и юридических лиц должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 12 этого Закона. Если обращения подаются через представителей, к ним прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов). Могут также прилагаться копии ответов, данных ранее по обращениям должностными лицами прокуратуры, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Жалобы, не соответствующие требованиям, установленным в указанной статье Закона "Об обращениях граждан и юридических лиц", могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления жалоб без рассмотрения. Обращение возвращается заявителю, и ему разъясняется, что после устранения недостатков он вправе вновь обратиться в прокуратуру в установленном порядке. При этом копия жалобы помещается в надзорное производство.

Анонимные жалобы, согласно ст. 23 названного Закона, рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Согласно ст. 11 указанного Закона, жалобы могут быть направлены заявителями в органы прокуратуры не позднее трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов. Определенные в указанном приказе Генерального прокурора должностные лица прокуратуры вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска указанного срока. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину, юридическому лицу в пятидневный срок.

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными автором обращения, данный срок подлежит восстановлению по решению указанных выше прокурорских работников, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом "Об обращениях граждан и юридических лиц".

Жалобы должны адресоваться органу прокуратуры, в компетенцию которого входит решение поставленных в них вопросов. Согласно ст. 13, 14 названного Закона, жалобы подлежат обязательному приему, регистрации и рассмотрению должностными лицами органов прокуратуры, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в жалобе. Жалобы, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в которую они направлены, в пятидневный срок пересылаются в соответствующую прокуратуру с уведомлением об этом заявителей. При пересылке жалоб в вышестоящую прокуратуру к ним прилагаются имеющиеся по вопросу, изложенному в жалобе, материалы, необходимые для их разрешения.

Не передаются жалобы прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые принимали по поставленным в жалобах вопросам решения, с которыми не согласны заявители, а также прокурорам, действия (бездействие) которых обжалуются. Такие обращения рассматриваются и разрешаются вышестоящими прокурорами.

В случаях, когда в письменных жалобах изложены вопросы, решение которых не относится к компетенции органов прокуратуры, они в пятидневный срок направляются для рассмотрения и разрешения в соответствующие государственные органы, иные организации, должностным лицам, о чем уведомляются заявители, либо заявителям по данным жалобам в этот же срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию, должностному лицу ему следует обращаться.

Заявитель вправе отозвать свою жалобу. Отзыв жалобы производится путем направления в орган прокуратуры, в который она была подана, соответствующего письменного заявления. В случае отзыва заявителем направленной им письменной жалобы прокурорскими работниками, указанными в названном приказе Генерального прокурора, принимается решение о прекращении по ней производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся подтвержденные сведения о нарушении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии с требованиями ст. 17 указанного Закона, жалобы должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в прокуратуре, к компетенции которой относится решение изложенных в них вопросов, а жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации данный срок может быть продлен руководителем прокуратуры или его заместителем, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением заявителя о причинах задержки и характере принимаемых мер. При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмотрения обращения может быть продлен до шести месяцев с одновременным уведомлением об этом заявителя. В ходе проверки могут быть истребованы соответствующие документы, получены объяснения от должностных лиц, иных граждан. В целях уточнения изложенного в жалобе может быть получено объяснение от заявителей. При необходимости прокуроры вправе требовать от руководителей и иных должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз.

Прокуроры могут провести проверку жалобы на месте в организации. Такая проверка должна быть тщательно подготовлена. При подготовке к проверке прокурор раз разрабатывает план проверки.

При проверке прокурор должен выяснить следующие вопросы:

) обеспечены ли необходимые условия для осуществления права граждан и юридических лиц обращаться с жалобами. С этой целью прокурор знакомится с книгами регистрации обращений граждан и юридических лиц. Установлены ли дни и часы приема граждан руководителями и другими должностными лицами организации и осуществляется ли в действительности прием граждан в соответствии с определенным графиком;

) соблюдаются ли установленные законом сроки рассмотрения и разрешения жалоб;

З) разрешаются ли жалобы граждан и юридических лиц в соответствии с компетенцией органа или должностного лица и правильно ли они разрешаются;

) не допускаются ли при направлении жалоб для разрешения в подчиненные организации нарушения требований закона о запрещении направлять обращения граждан и юридических лиц для разрешения тем лицам, действия которых обжалуются;

) извещаются ли заявители о результатах разрешения жалоб либо о направлении жалоб для разрешения в другие адреса.

При проверках исполнения закона о порядке рассмотрения жалоб прокурор выявляет причины, влекущие подачу жалоб, обращает внимание на выполнение вышестоящими органами требований закона о проведении ими систематических проверок состояния дел с рассмотрением жалоб в подчиненных им организациях, устанавливает конкретных должностных лиц, виновных в нарушении закона.

Если из одного и того же органа, организации поступают жалобы граждан и юридических лиц по одним и тем же или разным вопросам, в том числе повторные, это свидетельствует о необходимости проведения там в порядке надзора проверки состояния законности. Жалобы о систематическом ущемлении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки местных правоохранительных органов, проверяются, как правило, с выездом на место.

В соответствии с требованиями ст. 7 указанного Закона, в ходе проверки и по ее окончании заявителю предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, связанными с рассмотрением жалобы, в той мере, в какой это не затрагивает прав других граждан и юридических лиц и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны. Прокурорский работник, ознакомивший заявителя с документами, составляет и помещает в надзорное производство справку о том, с какими материалами ознакомлен заявитель. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с материалами проверки заявителю дается аргументированное устное либо по просьбе заявителя письменное разъяснение мотивов принятого решения.

Согласно ст. 18 этого Закона, должностные лица органов прокуратуры обязаны письменно информировать граждан, юридических лиц о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие, разъяснить порядок обжалования решений, принятых по жалобе, обеспечить контроль за исполнением решений, принятых по жалобам, принять в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, законных интересов граждан, юридических лиц и решить в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, законных интересов граждан, юридических лиц.

В зависимости от результатов проверки, характера нарушения закона прокурор может принести протест на незаконные акты либо действия должностных лиц, внести представление по устранению выявленных нарушений законности, вынести предписание об устранении нарушения закона, объявить официальное предупреждение либо вынести постановление о возбуждении дисциплинарного производства, составить протокол об административном правонарушении или вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Если нарушением закона причинен вред, прокурор вправе предъявить гражданский иск в интересах заявителя.

В случаях отказа в удовлетворении жалоб эти решения должны быть аргументированы нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и иных дел, а также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.

В соответствии с приказом Генерального прокурора "О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь и утверждении Инструкции о порядке личного приема граждан, представителей юридических лиц в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь", ответ заявителю с разъяснением, а также с сообщением об удовлетворении его требований направляет прокурорский работник, рассмотревший жалобу, либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры. Принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы заявителям могут прокуроры, указанные в данном приказе. В прокуратурах районов, районов в городах, городов и приравненных к ним специализированных транспортных прокуратурах принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы могут соответствующие руководители прокуратур или лица, исполняющие их обязанности; в прокуратурах областей, г. Минска - начальники структурных подразделений и старшие помощники соответствующих прокуроров (при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении обращений - прокуроры областей, г. Минска и их заместители); В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь - начальники управлений, отделов (об отклонении повторных обращений - заместители Генерального прокурора). Генеральный прокурор принимает решения по обращениям на отказ в удовлетворении требований его заместителями.

По каждой первично отклоненной жалобе составляется мотивированное заключение с учетом существенных доводов заявителя, утверждаемое руководителями соответствующих прокуратур, начальниками их структурных полразделения, которые имеют право принимать решения об отклонении обращений и давать ответы заявителям.

Согласно этому приказу Генерального прокурора, запрещается рассмотрение обращений на основании заключений нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >