Сущность и значение работы органов прокуратуры по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан

прокуратура дознание жалоба орган

Заявления, жалобы и иные обращения граждан являются важным средством осуществления и охраны прав личности. Обращения являются формой реагирования граждан на факты нарушения их прав и охраняемых законом интересов, средством устранения и предотвращения таких нарушений.

В соответствии со ст. 40 Конституции, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Все государственные органы, организации, должностные лица должны обеспечивать необходимые условия для осуществления гражданами их права обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами в письменной и устной форме. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, принимать по ним необходимые меры и давать на них ответы. В соответствии со ст. 197 УК Республики Беларусь, ущемление должностным лицом прав, свобод и законных интересов гражданина за направление им в государственные органы или общественные объединения предложений, заявлений или жалоб либо за содержащуюся в них критику влечет уголовную ответственность.

Действия должностных лиц, совершенных с нарушением закона, превышением полномочий, ущемляющие права и законные интересы граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Согласно ст. 61 Конституции, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 300-3 "Об обращениях граждан и юридических лиц", обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, электронными или письменными. К обращениям относятся предложения, заявления и жалобы.

Предложение - это рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление - это ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц, индивидуальных предпринимателей).

Жалоба - это требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 14 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь", в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности. Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения должностными лицами обращений граждан и организаций.

Деятельность прокуроров по рассмотрению и разрешению обращений граждан и юридических лиц имеет некоторые особенности:

) при проверке обращений и решении вопросов о мерах, которые должны быть по ним приняты, прокурор не связан выдвигаемыми в них конкретными рекомендациями, ходатайствами, требованиями граждан и юридических лиц. Если при проверке заявления или жалобы выясняется, что нарушены не только права и законные интересы лиц, от которых поступили заявление или жалоба, но допущены другие нарушения, о которых в них не говорилось и о которых заявитель, возможно, и не знал, прокурор принимает мерь к полному восстановлению всех нарушенных прав и устранению всех нарушений;

) при решении вопроса о том, какие меры должны быть приняты по обращению граждан или юридических лиц, прокурор не ограничен пожеланиями заинтересованных лиц. Наряду с восстановлением нарушенного права прокурор в необходимых случаях должен решить вопрос о привлечении лица, совершившего это нарушение, к уголовной, административной, дисциплинарной или материальной ответственности в зависимости от характера допущенного нарушения, хотя заявитель этого не требовал. Значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан определено в приказе Генерального прокурора от 31 января 2012 г. № 2 "О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь и утверждении Инструкции о порядке личного приема граждан, представителей юридических лиц в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь", где указано, что работа по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц является важнейшей практической задачей по укреплению законности и правопорядка, обеспечению реальной защиты конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры при рассмотрении заявлений, жалоб и иных обращений граждан и юридических лиц осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законодательства всеми государственными органами, местными представительными и исполнительными органами, организациями, должностными лицами. Прокуроры в установленном законом порядке принимают меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, привлечению виновных в этих нарушениях к установленной законом ответственности.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >