Риск как оценка безопасности

Несчастные случаи на производстве следует рассматривать как сигнал о неудовлетво­рительном состоянии профилактической работы по предупреждению травматизма на том, или ином судне, производственном участке.

Материалы расследований и отчетные данные о несчастных случаях позволяют судить о состоянии безопасности труда и служат основанием для разработки и осуществлении мероприятий по активизации профилактической работы по предупреждению травматизма.

Изучение и анализ причин травматизма производят по материалам расследования, а также монографическим, топографическим, статистическим и экономическим методам.

Монографическим методом исследуют технологические процессы, машины и другие виды оборудования; организацию рабочих мест, состояние воздушной среды, освещен­ность и другие виды производственной обстановки на судах, погрузо-разгрузочных пло­щадках, судоремонтных участках, средства индивидуальной защиты и их применение.

Целью изучения является выявление опасных мест и вредных условий труда. Объектом монографического метода могут быть судно или группа однотипных судов. Такой метод изучения является наиболее совершенным и эффективным, т.к. он дает возможность не только заранее предупредить повторение несчастных случаев, но и вскрыть причины травматизма и наметить меры по их устранению. В этом его основное преимущество перед другими методами.

Монографические исследования проводят следующим образом. Судно (группа однотипных судов), судоремонтных участков или предприятие в целом подвергают детально­му обследованию, в процессе которого выявляются причины травматизма, а также недос­татки в организации работы по технике безопасности и производственной санитарии. Кроме того, используют материалы по травматизму за прошедший период. Такой метод изучения травмоопасных участков дает материал для широких обобщений и проведения различных мероприятий общего характера по охране труда.

Топографический метод позволяет изучить причины несчастных случаев на месте. Ме­сто происшествия каждого случая наносится условным знаком на план размещения рабо­чих мест на судне. Выделенный таким образом опасный участок затем изучают моногра­фическим методом и по результатам изучения проводят профилактические мероприятия.

Такие наглядные топографические схемы командный состав судна может использовать при проведении инструктажа по технике безопасности с вновь поступившими членами экипажа.

Статистический метод позволяет определить количественную сторону травматизма, а также изучить основные причины, закономерности их проявления по значительному чис­лу фактов. Этот метод дает возможность проанализировать степень обученности и опыт­ности работника, характер травм, а также определить организационно- технические при­чины как в период Коэффициент частоты характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за изучаемый период:

Кч=1000н/с,

где Н - количество пострадавших от несчастных случаев с потерей трудоспособности на один и более дней;

С - среднесписочное число работающих.

Коэффициент тяжести травматизма показывает среднее число дней трудоспособности приходящееся на одного пострадавшего от несчастного случая за определенный период:

где Д - общее число дней нетрудоспособности у пострадавших для случаев с потерей трудоспособности на один и более дней;

Н - число пострадавших от несчастных случаев. В этот показатель микротравмы и не­счастные случаи не входят.

Сущность экономического метода заключается в определении убытков от травматиз­ма и профессиональных заболеваний с целью выяснения экономического эффекта на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

Все несчастные случаи, происшедшие на предприятиях, подлежат учету, который ве­дется в специальных журналах. Микротравмы, вызвавшие освобождение от работы менее одного дня, регистрируются в журналах оказания доврачебной помощи, которые хранятся в судовых медпунктах, а на судах, где нет медпунктов, - у старшего помощника капитана.

По итогам года администрация предприятия составляет отчет о производственном травматизме, материалом для составления отчета является акт по форме Н-1. Предприятия Минрыбхоза отчитываются по форме 9-Т, которая содержит более 20-ти показателей, не­обходимых для анализа и профилактики травматизма в целом для народного хозяйства. Например, в нее вносят данные о пострадавших на производстве с утратой работоспособ­ности, переведенных на легкую работу. В отчете также указываются основные травми­рующие факторы, причины несчастных случаев, материальные последствия травматизма, затраты на мероприятия по охране труда и др.

Администрация и профсоюзный комитет предприятия подписывают этот отчет и на­правляют в статистическое управление, вышестоящий хозяйственный орган или соответ­ствующий комитет профсоюза. К отчету прилагается пояснительная записка, в которой отражается динамика производственного травматизма за отчетный период по сравнению с тем же периодом прошлого года, а также указывается основные причины несчастных слу­чаев и перечисляются мероприятия по их устранению.

Изучение производственного травматизма, выявление причин и предпосылок при об­служивании орудий промышленного рыболовства может вестись по двум основным на­правлениям. Первое из них заключается в построении прогностических моделей риска, связывающих вероятность воздействия на персонал опасных и вредных производственных факторов с техническими характеристиками орудий лова и процессами его обслуживания, и других механизмов. Второе - выявление причин травмирования, связанное с анализом фактических данных, получаемых в ходе расследования зарегистрированных несчастных случаев.

Объективность и глубина информации, получаемые при расследовании, определяются его качеством, которое зависит от уровня подготовки лиц, участвующих в расследовании, и от содержания используемых при этом руководящих документов. Основной документ, который должен быть на промысловом судне - «Инструкция по расследованию и учету несчастных случаев на судах флота».

Несчастные случаи являются следствием комбинированного воздействия нескольких одновременно действующих факторов, которые могут быть физическими, но могут исхо­дить из ошибок персонала, т.е. психологическими. Все они возникают из-за ошибок при проектировании и эксплуатации производственных объектов.

При расследовании необходимо учитывать факторы случайные, например, качку судов, попадание персонала в опасную зону; и факторы постоянные промысла, так и на переходах, в порту, и по ним установить экономи­ческие затраты.

В связи с тем, что производственный травматизм на судах является результатом не од­ной, а совокупности нескольких причин, действующих одновременно, то для их выясне­ния целесообразно пользоваться математической статистикой.

Необходимо учитывать, что применение статистического метода может быть эффек­тивным тогда, когда случаи травмирования неоднократно повторяются при выполнении одних и тех же операций. Если на предприятии в течении года при выполнении одних и тех работ происходят травмы в небольшом количестве, то для их анализа рекомендуется пользоваться следующей методикой.

Во-первых, анализу подвергаются не только учтенные несчастные случаи, но и все микротравмы. Во-вторых, для анализа необходимо взять количество травм, происшедших за более продолжительный промежуток времени (от З до 5 лет).В-третьих, следует прово­дить укрупненную группировку несчастных случаев по признакам травм, профессиям, стажу и возрасту работающих, подразделяя их на три-четыре группы. Прежде всего экипажи должны быть обеспечены переч­нями травмирующих факторов, учитывающими специфику работ по обслуживанию ору­дий лова. Такие перечни могут быть составлены, исходя из анализа несчастных случаев.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >