Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Философия arrow
Философия и ее предмет

Функции философии

Все проблемы философии концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подве­сти под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему6.

Центральный философский вопрос — вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер фор­мулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление о мире и ожидания его состояния в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские пробле­мы предстают как жизневоззренческие (экзистенци­альные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, напри­мер, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «час­ти и целого»), являются все же так или иначе связан­ными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществ­лению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Информация, получаемая при постижении про­блем, концентрируется в философских понятиях (кате­гориях), законах и принципах.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес­ких потребностей и интересов обусловливает и ши­рокую полифункциональность философии.

Часто за основание делений функ­ций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи сле­дующие подфункции (или функции): в мировоззренчес­ких — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отража­тельно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристичес­кую, координирующую, синтезирующую и логико-ме­тодологическую функции.

Мировоззренческая функция, которая в отличие от всех дру­гих видов и уровней мировоззрения связана с абстрактно-теоре­тическим, понятийным объяснением мира. Следует отметить двой­ственный характер самих философских концепций, который выра­жается в их тяготении или к научному знанию, объективной исти­не, или к псевдонауке.

Это также методологическая функция, которая заключается в том, что философия высыпает как общее учение о методе и как со­вокупность наиболее общих методов познания и освоения действи­тельности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятно­сти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «под­вергай все сомнению», со времен античности проповедуемый мно­гими философами, свидетельствует о важности критического под­хода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к су­ществующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо под­черкнуть, что положительное значение имеет лишь основывающая­ся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не аб­страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греческого — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравствен­ных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает во­прос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплано­вой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общест­венной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует пом­нить, что в общественной жизни социальные изменения, экспери­менты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предвари­тельно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит пре­рогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и кон­солидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на органи­зацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, не­смотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, кото­рую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждо­го индивида, способствовать формированию гуманистических ценно­стей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной те­рапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успе­вают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое су­ществование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию — теорию, ко­торая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны фило­софскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, кото­рый и призвана лечить философия.

Можно выделять познавательные и идеологические ее функ­ции, которые затем, в зависимости от уровня понятий «субъекта» и «объекта», будут подразделяться на мно­жество подфункций.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Философия и ее предмет