Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Педагогика arrow
Психологические понятия в педагогике

Психологические понятия в педагогике через призму педагогической психологии

Следует отметить, что исследование в психологии педагогической реальности предполагает обращение к двум типам реальности: объектной (педагогической) реальности, выражаемой и структурируемой с помощью педагогических понятий и терминов, и предметной психологической реальности, выражаемой с помощью психологических понятий. Поскольку психология всегда субъектна, то и выбор таких понятий во многом отражает субъективную позицию самого психолога-исследователя. Результатом использования таких средств является возникновение психолого-педагогического знания, котороы выражает те илииные связи и отношения между объектной и предметной сферой.

К основным понятиям педагогической психологии следует отнести: учение, обучение, научение, воспитание. Все они являются междисциплинарными и широко используются не только в педагогике, но и в психологии.

Структура педагогической психологии

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

  • -психология обучения;
  • -психология воспитания;
  • -психология учителя.

1. Предмет психологии обучения – развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:

-взаимосвязей внешних и внутренних факторов,

обусловливающих различия познавательной деятельности в

условиях различных дидактических систем;

-соотношения мотивационного и интеллектуального планов

учения;

-возможностей управления процессами учения и развития

ребенка;

-психолого-педагогических критериев эффективности

обучения и других.

Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик.

2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

-содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее

направленности, ценностных ориентацией, нравственных

установок;

-различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в

разных условиях;

-структуры детских и юношеских коллективов и их роли в

формировании личности;

-условий и последствий психической депривации и др. (Лишин

О.В., 1997; аннотация, обложка).

Педагогическая психология изучает общие психологические закономерности научения, обучения и воспитания учащихся, психологические особенности личности учителя и его педагогической деятельности. Психическое развитие личности в процессе воспитания и обучения рассматривается как главное направление. Усвоение же знаний, умений и навыков - средство для всестороннего развития личности. К сожалению, воспитание как деятельность, осуществляющаяся под руководством учителя, еще во многом остается «искусством», закономерности которого не полностью познаны. Индивидуальность отдельного учителя, его уникальный жизненный опыт становятся часто решающим фактором эффективности воспитания. Такой опыт трудно передать широкой педагогической общественности. По этой же причине многие воспитательные системы и сегодня строятся по такому принципу, когда известны средства организации воспитания и его конечный результат, но остаются совершенно неясными внутренние психологические механизмы достижения воспитательного эффекта.

3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;

изучение эмоциональной устойчивости учителя;

выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других (Митина Л.М., 1998; аннотация).

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Психологические понятия в педагогике