Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Гуманитарные arrow Культурология arrow
Молдавский танец

Стили молдавского танца

Для молдавских народных танцев характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны.

Встречается множество ритмов и темпов, различных положений рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах и виртуозностью в мужских. Четко обозначенная последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев. С таким же темпераментом исполняются гагаузские и болгарские танцы, распространенные именно в Молдове, которые хоть и влияют друг на друга, все же сохраняют свои выразительные свойства и особенности.

По метро-ритмической структуре и типам движений танцы можно классифицировать следующим образом:

тип "сырба" (размер 2/4, исполняются быстро мужчинами и женщинами, образующими круг, положение рук - на плечах),

тип "бэтута-хора" (размер 2/4, исполняются быстро, как правило, танцуются мужчинами и включают виртуозные движения);

хоры (исполняются и мужчинами, и женщинами, в обоих случаях танцующие образуют круг или полукруг и держатся за руки),

тип "остропэц" (связаны с ритуальными танцами, размер - 7/16 или 3/8, исполняются быстро, как правило, сольно, в руках танцующие держат какой-либо предмет из приданого),

тип "хора-маре" (размер 6/8 или 3/8, исполняются медленно и умеренно, участники образуют круг, держатся за руки, которые согнуты в локтях и приподняты на уровне плеч).

По своему общественному значению молдавские народные танцы классифицируются на ритуальные танцы, связанные с календарными ("Капра", "Кэлушарий") и семейными ("Дансул миресей", "Зестря", "Жокул маре") обычаями, и неритуальные танцы, которые, в свою очередь, подразделяются на танцы с предметом.

"Коаса", "Поама", "Ицеле", "Сфределушул", "Сысыякул", "Тэбэкэряска", "Здроболянка", "Кошерул", "Жокул ферарилор" - отражают трудовой процесс.

"Хайдучяска", "Войничяска", "Арнаутул" - показывают героическую борьбу народа.

"Илинуца", "Катинкуца", "Мититика" - передают образ женщины.

"Трандафирул", "Бусуёкул", "Оляндра", "Раца", "Гиочелул", "Лилиякул", "Хулубул", "Кэлуцул" - посвящены флоре и фауне.

"Фулджерул", "Вынтул(Ветер) "- танцы о феноменах природы. Также встречаются и сатирические танцы, например - "Солтикул".

Существуют танцевальные па с разного типа перемещениями, широкими или мелкими шагами на месте, с па синкопированными, измененными или последовательными, вариативна и позиция рук во время танца, и различные музыкальные ритмы - все это приводит к огромному стилевому разнообразию танцев в различных регионах страны.

Молдавские народные танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старину большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые музыкальные размеры 2/4, 3 /8, 6 /8, 7 /16. Многие танцы, особенно мужские, сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками).

К числу наиболее распространенных танцев принадлежит хора. Хо?ра (болг. хоро, макед. оро, серб. коло, хорв. kolo, рум. hora, греч. ?????, груз. ??????, "khorumi", тур. horon, арм. ????? ???,shurch par, ивр. äåøä, horahý) - народный танец-хоровод у болгар, македонцев, гагаузов, сербов, хорватов, молдаван, румын, греков, грузин, турок, армян и евреев. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра. Также - музыкальная форма.

Еще в начале 19 века хорой называли не только конкретный вид танца, но и своеобразное народное празднество, гулянье. Теперь в большинстве районов республики хорой называется круговой танец, в котором танцующие держатся за руки.

Для исполнения хоры (hor?) танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трех шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

Хора является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах, особенно в сельской местности. В хоре нет определенного конца, её продолжительность зависит от изобритательности танцующих, существует множество вариантов этого танца. Хора может называться по месту её создания - "Хора де Бэлць" ("Бельцкая хора"), по ресонажу или событию, в честь которого она исполняется -"Хора миресей" ("Хора невесты"), "Хора Иленуцей" ("Хора Иленуцы"), "Хора нунций" ("Свадебная хора") и т.д. Иногда слово "хора" опускается и танец называется просто "Нунтяска" ("Свадебная"), "Флоричка" ("Цветочек") и т.д.

В середине XIX века на смену понятию "хора" в его самом общем смысле приходит понятие "жок".

Жок (молд. joc - игра, танец) - массовый молдавский и румынский народный танец. Движение танца динамичное. Музыкальный размер 2/4; встречаются также размеры 6/8 и 3/8. В разных районах Молдавии существуют самостоятельные варианты музыки и танцевальных шагов жока.

В разговорной речи вместо бытовавшего ранее "хай ла хорэ" (идем на хору) все чаще употребляется "хай ла жок". Слово "жок" произошло о т латинского "jocus" (игра, забава). Термин часто употребляется вторым словом, например, "Жок бэтрынеск" ("Старинный танец"). В широком значении жок - народное гуляние, которое по традиции происходило в каждом селе на определенном месте - на площади, в поле, у мельницы и т.д. Жок устраивала группа парней. Они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок обычно длился с утра до позднего вечера. Путешественникам, посещавшим Молдавию в разное время, жок напоминал своеобразный сельски бал. Нередко жок начинался общим танцем типа хоры, причем в каждом районе и даже селе, исполнялись свои, неповторимые по стилю и манере танцы.

Особое впечатление на жоке производят мужские танцы. Начиная с XIX века, в молдавской хореографии почти не встречаются танцы с оружием в руках. Однако танцам "Бэтута", "Войничяска" ("Танец богатырей"), "Хайдучяска" ("Танец гайдуков"), "Арнэутул" ("Танец арнаутов") свойственны энергичные движения, мужественность, унаследованные от старинных воинственных плясок, отражавших многовековую борьбу молдаван за свободу. Память о гайдуках жива и сегодня в народных песнях, балладах, танцах.

Современным "хайдучяскам" по своему энергичному характеру соответствуют мужские танцы типа "Брыул" ("Поясок") и "Бэтута". Обычно в этих мужественных эмоциональных плясках, прославляющих воинскую дружбу и требующих особой ловкости и мастерства, принимают участие лучшие танцоры села. Такие танцы отличаются сложными ритмическими рисунками и комбинациями движений, частыми синкопированными ударами ног о землю.

Оляндра -старинный молдавский народный хороводный танец. Музыкальный размер 3/8; темп умеренный. Исполняется подружками невесты как первый торжественный танец на свадьбе.

По музыке и характеру хореографии оляндра практически повторяет трёхдольный жок, но оляндра - ещё более гибкий и изящный, так как в молдавской хореографической практике считается женским танцем. Также встречается еврейские оляндры, мелодии которых очень близки к молдавским.

Культурные связи молдавского народа с соседними славянскими народами сказались на молдавском искусстве, в том числе и на танцах. Широкое распространение в Молдавии имел танец "Сырба", само название которого показывает его близость сербскому народу.

"Сырба" отличается быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими акцентами. Существует "Сырба" в ряде разновидностей: "Сырба бэтрынилор" - танец стариков, "Сырба бабелор" - танец старух, "Сырба флэкэрилор" - танец парней, "Сырба трий чо-кане" - танец "в три молотка" с периодически повторяющимися тремя притопами.

Установить, какие элементы этих танцев заимствованы, какие имеют самобытный характер, затруднительно, тем более, что при большом своеобразии молдавской хореографии любое движение, даже заимствованное им у другого народа, приобретает национальную окраску.

Сырба (рум. sârba) - румынский народный хороводный танец в быстром темпе. Музыкальный размер: 2/2 и 2/4. Танцоры могут выстраиваться в круг, в ряд или танцевать парами. Танец популярен также среди украинцев, венгров, восточноевропейских евреев и поляков, живущих в Татрах. Название "сырба" означает "сербский".

Поама("виноград")

"Поама" - один из популярных танцев, в котором молдавский народ поэтизирует свой труд.

Выращивание, сбор и обработка винограда (приготовление из него вина) является одним из основных занятий тружеников Молдавии. Естественно, что эта тема нашла яркое и многообразное воплощение в народном творчестве.

Характерным для молдавских танцев является легкий, устремленный вверх подскок. Танцуют молдаване увлеченно, с большим темпераментом. Движения их мягки и пластичны и вместе с тем очень четки и энергичны.

Музыкальный размер - 2/4. Темп умеренный.

Костюмы исполнителей.

Девушки. Белая кофта с пышными рукавами. На груди и верхней части рукавов вышивка. Широкая' юбка в сборку темно-синего или черного цвета. Подол юбки обшит в три-четыре ряда узкими разноцветными лентами. Поверх юбки (спереди и сзади) надевается "плахта" - два куска ткани, вышитой молдавским национальным орнаментом. Широкий (чаще всего красный) пояс, концы которого свисают с левой стороны. Поверх кофты надевается темная короткая безрукавка, она выше талии, без застежек, с закругленными полами. Полы и проймы безрукавки вышиты молдавским орнаментом. К волосам приколот яркий цветок (сбоку над ухом). Темные сапожки или высокие ботинки со шнурками, на среднем каблуке.

Юноши. Белая длинная рубашка, вышитая на груди, по краю рукавов и на подоле. Широкий длинный пояс красного цвeта, концы которого свисают с левой стороны. Темная безрукавка до талии, вырез проймы, полы и низ безрукавки вышиты молдавским орнаментом. Черные широкие брюки заправлены в черные сапоги. На голове высокая остроконечная каракулевая шапка.

Движение 2. "Повороты"

Исходное положение ног - 3-я позиция, правая нога впереди.

-й такт.

Сделать шаг правой ногой по диагонали вправо, перенеся на нее тяжесть корпуса и слегка поворачивая корпус вправо; пятку левой ноги отделить от пола, переводя ногу на полупальцы. Левой рукой как бы взять висящую гроздь вина-града (рис. 1).

Плавным движением подняться на полупальцы правой ноги левую ногу чуть отделить от пола.

Приставить левую ногу к правой на полупальцы. Правой рукой сделать короткое четкое дви жение к себе над кистью левой руки, как бы отрезая гроздь винограда.

Опуститься и тотчас же подняться на полупальцы левой ноги (сделать это, как небольшой подскок, не отрывая носка от пола), поворачиваясь при этом немного влево. Сделать движение - руками, как бы перекладывая гроздь винограда из левой руки в правую.

-й такт

раз

Повернувшись лицом к корзинам, наклониться и правой рукой опустить виноград в корзину. Одновременно сделать легкий притоп правой ногой и Не меняя положения корпуса, сделать легкий притоп левой ногой,

два

Не меняя положения корпуса, сделать легкий притоп правой ногой, и Выпрямиться.

Далее движение продолжается с левой ноги.

Движение 3. "Дорожка"

Исходное положение ног - 6-я позиция.

Музыкальный размер - 2/4.

раз

Правую ногу поставить па всю ступню впереди левой так, чтобы пятка правой ноги была против носка левой ноги.

Сделать шаг левой ногой в левую сторону (во 2-ю позицию), поставив ее на всю ступню.

Поставить правую ногу на всю ступню сзади левой так, чтобы носок правой ноги был у пятки левой ноги.

Сделать шаг левой ногой в левую сторону (во 2-ю позицию), поставив ее на всю ступню.

Движение 4. "Переступания с подскоком" Исходное положение ног - 6-я позиция.

Музыкальный размер - 2/4.

Раз

Сделать небольшой шаг вперед правой ногой.

И

Сделать небольшой шаг вперед левой ногой,

Два

Сделать небольшой, шаг вперед правой ногой,

И

Сделать подскок на правой ноге; левую ногу,

сгибая в колене, приподнять назад.

Движение5."Притопы"

Исходное положение ног - 6-я позиция.

Музыкальный размер- 2/4.

Раз

Сделать притоп всей ступней левой ноги,

И

Сделать притоп всей.ступней правой ноги,

Два

Сделать притоп всей ступней левой ноги,

И

Пауза.

Молдовеня?ска (букв. - молдавская) - один из наиболее популярных молдавских народных танцев, а также музыка к этому танцу.

Музыкальный размер 2/4 со счётом на 2. Темп быстрый. В композиционной структуре преобладает форма рондо (запев - припев). Все танцовщики становятся в круг, после нескольких кругов разбегаются по парам и начинают зажигательный танец, снова становясь в круг после определенного набора фигур. Круг, которым обычно начинают молдовеняску, образуется каждый раз с новой фигуры.

Молдовеняска распространена не только в художественной самодеятельности, но и на профессиональной балетной сцене. Наиболее известный коллектив, исполняющий молдовеняску, - молдавский государственный национальный академический ансамбль народного танца "Жок". В Болгарии существует вариант этого танца под названием "мулдуванска".

"Молдовеняска" принадлежит к одной из оригинальных разновидностей танцев типа сырбы. Появилась она сравнительно поздно, примерно в середине XIX века. Чаще всего "Молдовеняску" можно было встретить в районах Молдавии, непосредственно прилегавших к России и вошедших после 1812 года в ее состав.

К сожалению, до нас дошло сравнительно мало описаний исполнения этого танца в прошлом веке. Пожалуй, самые интересные сведения мы находим у М. Коцюбинского: "Держась за руки, взмахивая ими вверх и опуская вниз, мерно, плавно и без передышки перебирая ногами и старательно притопывая ими, как кони на току, неспешно и добросовестно выполняют заданную работу. А круг танцует, притопывают в такт "Молдовеняске" ноги, поднимаются и опускаются соединенные руки, мелькают белые платочки в девичьих руках"

В "Молдовеняске" воплотились многие наиболее типичные и красивые элементы молдавских танцев. Основной ход - простой шаг с подскоком. Полетные боковые шаги, заканчивающиеся причудливыми, иногда синкопированными комбинациями, создают впечатление вихря, упоения стремительными движениями пляски.

Костюм исполнителей.

Девушки. Белая блузка из домотканого материала или поплина, вышитая цветными нитками, завязывается у ворота цветной тесемкой. Рукав три четверти. Красная расклешенная юбка чуть ниже колен расшита блестками.

Нижняя белая юбка украшена вышивкой и кружевами, немного длиннее верхней юбки. Поверх блузки надевают "бондицу" - жилет, обтягивающий талию. Жилет застегивается на пуговицы. Волосы собраны на затылке в пучок. С правой стороны у девушек к волосам прикреплен красный цветок. На ногах - красные туфли на среднем каблуке.

Юноши.

Белая рубашка из домотканого материала или поплина с отложным воротником. Воротник рубашки, манжеты, подол украшены народным орнаментом. Белые узкие брюки из домотканого материала или поплина, обтягивающие ноги, заправлены в сапоги. Рубашка заправляется под красный шерстяной пояс, который завязывается с левой стороны. Поверх рубашки надевают "бондицу" - богато вышитый жилет из плотной белой шерсти. К жилету прикреплены разноцветные кисточки (по одной с каждой стороны жилета). На голове - шапка из серого каракуля. На ногах - черные сапоги.

Танец "букурия"

Слово "букурия" в переводе означает радость, веселье. Танец вполне соответствует этому названию, он полон жизнерадостности и огненного темперамента. Композиция танца не очень сложна, для него характерны парные переходы, переходы линиями, иногда круг. Из движений для "Букурии" наиболее характерны шаг с подскоком, легкий бег, бег с одной ноги и парные вращения.

Кэлушари, или кэлушарь (рум. C?lu?ari) - члены румынских тайных обществ и братств, практиковавшие ритуальные акробатические танцы, называемые кэлуш (c?lu?). По словам религиоведа Мирчи Элиаде, они были известны своей способностью создавать впечатление полёта в воздухе, который, как они полагали, представляет бег лошадей и танцы фей (zine). Покровительницей кэлушарий была "Королева фей" (Doamna Zinelor), также известная как Иродиада и Арада, которую Элиаде связывал сфольклорной фигурой Дианы.

Дмитрий Кантемир в своём "Описании Молдавии" (1714) писал:

…Кроме таких танцев, во время празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его помощник - примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей…

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Молдавский танец